Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Капчикаева А.А. - главного государственного инспектора Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
рассмотрев материалы дела N065/06/104-355/2022 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью " Завод каркасного домостроения "
УСТАНОВИЛА:
10.06.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила информация Департамента по управлению муниципальным имуществом Анивского городского округа (ИНН 6510010342) о включении сведений в общества с ограниченной ответственностью "Завод каркасного домостроения" (ИНН 6501302500) в том числе директора Чичина Сергея Сергеевича (ИНН 550512215131), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), заключенного по результатам электронного аукциона по объекту: "Приобретение квартир в новых сейсмостойких домах Анивского городского округа" (извещение N 0361300027521000033)(далее - аукцион).
В представленных сведениях заказчик указывает, что по результатам вышеуказанной закупки 29.04.2021 между сторонами заключен муниципальный контракт, в соответствии с которым Продавец обязуется передать в собственность Покупателя жилое помещение (далее квартиру) в соответствии с Техническим заданием. Однако обществом в установленные сроки условия по контракту не выполнены. В этой связи, учитывая, что заказчиком не удовлетворена потребность в оказываемой услуге, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем соответственная информация направлена в адрес Сахалинского УФАС России.
Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив, представленные в материалы дела документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок установила следующее.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассматривает информацию о включении Общество в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (часть 8 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), в частности: порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении.
В п.п. "а, б" п. 13 разд. III. "Порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении" указанного выше постановления, сказано, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 15 раздела III орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Изменение, расторжение контракта регулируется статьей 95 Закона о контрактной системы.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик: а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона); б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона; в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как следует из представленных в материалы дела документов заказчиком 26.04.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 26.04.2022 направлено посредством электронной почты и размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок.
В связи с тем, что заказчиком не получено подтверждения о вручении обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой надлежащего уведомления с учетом положений части 3 статьи 8 Закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также статьи 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации признается 12.05.2022, следовательно, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение, об одностороннем отказе вступит в силу и контракт будет считаться расторгнутым с 23.05.2022.
Однако, заказчик направил информацию в Сахалинское УФАС России через 13 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу, а именно 10.06.2022, при таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о нарушении сроков направления сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков в антимонопольный орган.
В связи с чем заказчик нарушил ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе.
Как следует из представленных в материалы дела документов, 29.04.2021 между сторонами заключен муниципальный контракт N РС-2/2021, в соответствии с пунктом 1.1 которого, предметом настоящего Контракта является: Приобретение квартир в новых сейсмостойких домах Анивского городского округа.
В соответствии с настоящим Контрактом Продавец обязуется передать в собственность Покупателя жилое помещение (далее квартиру) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1), а Покупатель обязуется оплатить и принять указанную квартиру в порядке и на условиях, определенных настоящим Контрактом.
Пунктом 4 установлен порядок приема-передачи Квартир: Срок передачи квартиры покупателю по акту приема-передачи квартиры, а также кадастровый паспорт и иные документы на квартиру, необходимых для государственной регистрации прав муниципальной собственности городского округа устанавливается с даты заключения контракта и не позднее 31.03.2022 г.
В течение 3 рабочих дней с даты поступления в адрес Покупателя соответствующего уведомления о готовности к передаче Квартир, Продавец обязан организовать осмотр Квартир на предмет их соответствия требованиям Технического задания и действующих норм и правил.
На основании пункта 5.2.1 контракта Продавец обязан передать Покупателю по акту приема-передачи квартиру, отвечающие требованиям, к приобретаемым жилым помещениям не находящиеся в ипотеке, не обременённые правами третьих лиц, не заложенные, не подаренные, не обещанные в дар, не состоящие в споре и под арестом, свободные от пользования третьими лицами, имеющими в соответствии с законом право пользования данным объектом недвижимости, не имеющие задолженности по коммунальным платежам в срок не позднее 31.03.2022 г.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что реальной целью электронного аукциона являлось заключение именно договора подряда на создание (строительство) жилого помещения (квартиры) площадью не менее 44 кв.м., строительство которой должно быть осуществлено на земельном участке с кадастровым номером (и) 65:05:0000078:317, находящемся у Продавца в аренде на основании договора аренды земельного участка, расположенном: Сахалинская область, муниципальное образование Анивский городской округ, Анивский район, г. Анива, с характеристиками, согласно Техническому заданию.
Следовательно, проведение спорного аукциона направлено на финансирование строительства жилого помещения, по итогу которого (строительства) продавец принял обязательства передать определенную в объекте закупку квартиры в новом сейсмостойком доме.
Между тем, в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ закупка работ по строительству объектов недвижимого имущества осуществляется при соблюдении следующих условий:
- размещение утвержденной проектной документации;
- установление предквалификационных требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям";
-требования о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в соответствии с положениями градостроительного законодательства.
Однако в рассматриваемом случае при проведении спорного аукциона названные требования не соблюдены.
С целью исполнения условий контракта в декабре 2019 года Обществом проведена работа по подготовке основания для фундаментов 4 двухквартирных домов, а также заливка этих фундаментов, что подтверждается отчетами об определении рыночной стоимости незавершенного строительства от 29.12.2019 за N N 4332-1-19, 4332-2-19, 4332-3-19, 4332-4-19. Однако при дальнейшей эксплуатации допущено их подмывание из-за порыва неустановленной системы водоснабжения. В результате подтопления фундаменты пришли в негодность и были демонтированы, о чем составлен акт выполненных работ. В целях избежания повторного подтопления на площадке проведены земельные работы по окувечиванию.
Кроме того, осуществлена выемка плодородного слоя грунта, на площади более пяти тысяч квадратных метров, выкопаны котлованы, грунт заменен на грунт скальных пород. Также, обществом получены технические условия на подключение к сетям электроснабжения. Проведены работы по установке подстанции. Работа проводилась в рамках оплаченных технических условий силами распределительных сетей Анивского района. Получены технические условия на водоснабжение и водоотведение. Закуплены материалы и инструменты, технические средства для проведения строительных монтажных работ, в том числе с целью проведения земельных, планировочных и вспомогательных работ приобретен 22.10.2020 в лизинг экскаватор-погрузчик.
В 2020 году заключен договор с проектной организацией о подготовке проектного решения. Однако при заключении договора акцент был сделан на строительство Домов блокированной застройки. Как выяснилось позднее, на данном участке не возможно строительство такого типа домов, а возможно возведение исключительно многоквартирных домов. В связи с чем, с проектной организации 10.11.2021 заключено дополнительное соглашение, о подготовке нового проектного решения соответствующего требованиям многоквартирной застройки. В настоящее время проектное решение не готово. Разрешение на строительство не получено.
Вместе с тем, ООО "САХТИСИЗ" проведены лабораторные испытания грунтов с целью заливки новых фундаментов. Однако, заливка не начата в связи с отсутствием разрешения на строительство.
В настоящее время на предприятии работает достаточное количество персонала, которые способны обеспечить бесперебойное производство домокомплектов и их монтаж на объекте строительства. Рабочие обеспечены всем необходимым инструментом и материалом. Однако начало строительных работ откладывается до момента получения разрешения на строительство, после прохождения проектной документации коммерческой экспертизы.
Таким образом, на заседании Комиссия установила, что вышеуказанный аукцион проведен с нарушениями требований Закона о контрактной системе. А также представленные обществом доказательства свидетельствуют о принятии всех зависящих от него мер для надлежащего исполнения обязательств по муниципальному контракту, Комиссия приходит к выводу об отсутствии недобросовестности в поведении общества.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 (ред. 02.07.2021) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078.
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Департаментом по управлению муниципальным имуществом Анивского городского округа (ИНН 6510010342) о включении сведений в общества с ограниченной ответственностью "Завод каркасного домостроения" (ИНН 6501302500) в том числе директора Чичина Сергея Сергеевича (ИНН 550512215131), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), заключенного по результатам электронного аукциона по объекту: "Приобретение квартир в новых сейсмостойких домах Анивского городского округа" (извещение N 0361300027521000033) -в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать заказчика - Департамент по управлению муниципальным имуществом Анивского городского округа нарушившим ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: К.В. Солонин
Члены Комиссии: К.Л. Рашидханов
А.А. Капчикаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 17 июня 2022 г. N 065/06/104-355/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2022