Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии: Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Капчикаева А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
руководствуясь пп. "а" п. 2 ч. 15 статьи Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказом Сахалинского УФАС России от 02.06.2022 N 97, проведя внеплановую проверку запроса котировок в электронной форме по объекту: "Разработка проектно-сметной документации по установке системы видеонаблюдения в с. Малокурильское и Крабозаводское, о. Шикотан" (извещение N 0861600001522000082) (далее - запрос котировок) установила следующее.
26.05.2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: "Разработка проектно-сметной документации по установке системы видеонаблюдения в с. Малокурильское и Крабозаводское, о. Шикотан" (извещение N 0461000001022000006).
Начальная (максимальна) цена контракта - 1 453 774 рублей 00 копеек.
Дата окончания срока подачи заявок - 02.06.2022 в 9 часов 00 минут.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.06.2022 NИЗК1 по окончанию срока подачи заявок подано 9 заявок, две из которых признаны не соответствующими.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем запроса котировок признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 22, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта - 1 000 000,00 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из пояснений Заявителя следует, что согласно постановлению Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 23.03.2022) "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" части 4 статьи 27 пункта 29 срок проведения государственной экспертизы проводится в течение 30 рабочих дней. Заказчиком же указаны сроки о проведении проверки сметной стоимости в ОАУ "РЦЦС Сахалин" - 30 календарных дней (Приложение N1 - техническое задание, раздел 8), что противоречит требованиям, указанным в Постановлении.
Также, на основании Градостроительного кодекса Статья 49 пункта 1 "Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы".
Участие Подрядчика (Исполнителя) в процедуре государственной экспертизы Градостроительным кодексом не предусмотрено. Более того объект, согласно Градостроительному кодексу частями 1.1 и 1.2 статьи 48, имеет признаки линейного, в части проектирования раздела ВОЛС, а также имеет согласования в части объектов регионального значения, объектов местного значения.
По мнению Заказчика, ссылка на постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (части 4 статьи 27 пункта 29) является неуместной, т.к. по объекту Закупки предусмотрена только достоверность определения сметной стоимости (п. 8 описания объекта закупки). Заявитель приводит довод: "Также, на основании Градостроительного кодекса Статья 49 пункта 1 "Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы". Однако, согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2020 N1816 (ред. от 13.07.2021) в отношении строительства и реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи получение разрешения на строительство не требуется. Соответственно для объекта, не требующего получения разрешения на строительство не подлежащего государственной экспертизе не требуется отдельная разработка инженерных изысканий и по Заданию Заказчика предполагается к выполнению на основе ранее выполненных топографических материалах, разрабатываемых не позднее 2019 года (см. п. 9 описания объекта закупки).
Заявитель приводит следующие доводы, в которых указывает, что в документах закупки отсутствует объем необходимых изысканий по трассам ВОЛС, предполагаемых к проектированию, в том числе отсутствуют согласования с собственниками земельных участков по размещению опор и иных инженерных конструкций на которых должны располагаться системы связи и видеонаблюдения. Отсутствие данных делают невозможным выполнить проектирование согласно предмету договора.
Также отсутствуют исходные данные по планировкам помещений и технические условия на подключения к сетям электроснабжения.
В техническом задании (п.2.4.1) Заказчик устанавливает требование об обязательном выезде на место работ, что является исчерпывающим условием по обеспечению конкуренции. То есть Заказчик не выполнил свои обязательства по сбору и предоставлению Исполнителю по Договору необходимые исходные данные для проектирования, пытаясь переложить свои обязательства Заказчика по сбору и предоставлению исходных данных на Подрядчика (Исполнителя).
Таким образом, Заказчик обязан был провести объем всех необходимых изысканий и согласований самостоятельно и передать их Подрядчику до стадии Проектирования. Однако Заказчик данные исходные данные не предоставил и более того указывает на то, что эти данные Подрядчик должен собрать самостоятельно во время осмотра объекта.
Установленные сроки исполнения проектных работ - 90 календарных дней с даты заключения контракта, являются недостаточными.
Как поясняет Заказчик в описании объекта закупки (п.9) указано, что инженерные изыскания в достаточном объеме для выполнения проектных работ имеются у Заказчика и передаются в качестве исходных данных.
Согласование с собственниками земельных участков по размещению опор и инженерных конструкций, на которых должны располагаться системы связи и видеонаблюдения не проводилось, т.к. для начала данного мероприятия необходимо разработать трассировку сети, в т.ч. с учетом сложившейся застройки и на основании полученных технических условий (п.17, 18 описания объекта закупки). Для запроса технических условий необходимо выбрать оборудование и просчитать нагрузки с учетом заданных параметров работы системы. Все вышеперечисленное выполняется только на стадии проектирования. Заказчиком исходя из установленного срока исполнения контракта предусмотрен период для сбора исходных данных и выезда представителя проектной организации к месту выполнения работ.
Поэтажные планы помещений, в которых предусмотрено управление системой видеонаблюдения также предполагалось передать на стадии проектирования. Существенного влияния данная информация на возможность выполнения работ не имеет. А общие параметры и требования Заказчика по спроектированной системе видеонаблюдения указаны в описании объекта закупки п.10, а также п. 18 (раздел требования к качественным характеристикам работ).
Довод о том, что требование о выезде на место проектирования является исчерпывающим, так же не находит своего подтверждения, так как способствует достижению принципа эффективности при осуществлении закупки и не только не препятствует качественному производству работ по проектированию, а способствует этому.
Довод о недостаточности сроков для производства проектных работ так же не имеет под собой никакой аргументации, кроме субъективного суждения. На дату и время окончания подачи заявок было подано 9 заявок, что свидетельствует о достаточности сроков и данных указанных в описании объекта закупки для производства работ, кроме того, заявитель жалобы так же принял участие в закупке, однако, победу не одержал, так как цена предложения оказалась выше других участников закупки.
Участник закупки так же указывает на нарушения принципа обеспечения конкуренции заказчиком под различными предлогами. Однако, по вышеуказанным причинам, данный довод не имеет под собой совершенно никаких оснований, так как наличие 9 заявок свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции. Об отсутствии указанных нарушений, по мнению Заказчика главным образом свидетельствует непосредственное участие в закупке заявителя жалобы.
Таким образом в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия, рассмотрев документы, представленные заказчиком, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, нарушений Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выявила.
Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
РЕШИЛА:
При проведении внеплановой проверки запроса котировок в электронной форме по объекту: "Разработка проектно-сметной документации по установке системы видеонаблюдения в с. Малокурильское и Крабозаводское, о. Шикотан" (извещение N 0861600001522000082) нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.В. Солонин
Члены комиссии: А.А. Капчикаев
К.Л. Рашидханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 15 июня 2022 г. N 065/06/99-279/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2022