17 июня 2022 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 08.06.2022 N 113 и подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее - заказчик) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки "Поставка расходных материалов к офисному оборудованию для обеспечения работ при проведении выборочного статистического наблюдения состояния здоровья населения" (извещение N 0152100003822000007) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
1. 14.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение об осуществлении закупки N 0152100003822000007 с начальной (максимальной) ценой контракта 19 863,32 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 22.04.2022 было сделано три ценовых предложения.
25.04.2022 размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 111762478 с ценой контракта 7306,84 руб.
06.05.2022 заказчиком заключен контракт N 462.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2.1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе)
Согласно статье 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы) (пункт 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Важно учитывать, что законодательство о контрактной системе не допускает, чтобы информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, содержала в себе разночтения и имела двусмысленное толкование. Вся информация должна быть понятной как для заказчиков, так и для участников закупок. Недопустимо введение участников закупки в заблуждение.
Материалами проверки установлено, что в извещении об осуществлении закупки был указан следующий срок исполнения контракта: "Срок исполнения контракта, срок исполнения и цена отдельных этапов исполнения контракта с момента заключения по 31.12.2022".
При этом согласно пункту 4.3 электронного документа "Описание объекта закупки" - "Заказчик приобретает, а Поставщик обязуется поставить товар, включая до-ставку в соответствии с требованиями настоящего Технического задания, в срок 2 месяца со дня заключения контракта".
Пунктом 3.1 проекта контракта, размещенного в составе извещения об осуществлении закупки указано: "Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 644099, г. Омск, ул. Орджоникидзе, 3 (далее - место доставки), в срок до ________ 2022 г".
Таким образом, документы, размещенные официальном сайте ЕИС, содержат разночтения в части срока поставки товара.
В связи с указанным в действиях заказчика установлены нарушения статьи 7, пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия также отмечает, что проект контракта, размещенный заказчиком 26.04.2022 на официальном сайте ЕИС и сайте оператора электронной площадки, содержал следующее условие о сроке поставки товара: "Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 644099, г. Омск, ул. Орджоникидзе, 3 (далее - место доставки), в срок до 11 июля 2022 г".
Контракт был заключен заказчиком и поставщиком 06.05.2022 на таком же условии.
Учитывая дату заключения контракта, Комиссия полагает, что заказчиком заключен контракт в нарушение условий, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и заявкой участника закупки.
Указанное свидетельствует о нарушении части 1 статьи 34, части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия также отмечает, что файл "Контракт" содержал указание на дату заключения - 11.05.2022, тогда как фактически был заключен 06.05.2022.
2.2. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
При этом пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52516).
Указанные условия допуска были предусмотрены извещением об осуществлении закупки.
В соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
В нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, подпункта 1.6 пункта 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н заказчиком в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлено следующее: "В соответствии со статьей 43 Федерального закона N 44-ФЗ: 1. Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 44-ФЗ, должна содержать информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
Таким образом, заказчик не установлен документ или информация, который участникам закупки необходимо представить в рамках подтверждения соответствия запретам, ограничениям или условиям допуска по статье 14 Федерального закона о контрактной системе.
Пояснения, представленные (вх. N 5872э от 15.06.2022) заказчиком выводов Комиссии не опровергают и по существу направлены на иное толкование требований Федерального закона о контрактной системе и обязанностей заказчика при осуществлении закупки.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Омской области нарушение статьи 7, части 1 статьи 34, пункта 8 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 43, части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе, подпункта 1.6 пункта 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
2. Предписание Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Омской области об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с заключением контракта N 462 от 06.05.2022.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 июня 2022 г. N 03-08/34-2022 (ключевые темы: контрактная система в сфере закупок - участники закупок - исполнение контракта - товар. работа. услуга. - иностранные государства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2022