Резолютивная часть оглашена 21 июня 2022 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: помощника руководителя - <_>., специалиста-эксперта отдела контроля закупок - <_>., специалиста 1 разряда отдела контроля закупок - <_>., при участии представителей государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная клиническая больница им. Н.А. Семашко" - <_>., общества с ограниченной ответственностью "Фабрика инновационных решений", рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная клиническая больница им. Н.А. Семашко" N 1372-01-14 (вх. N 56-ЭП/22 от 15.06.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков общества с ограниченной ответственностью "Фабрика инновационных решений" (адрес: 426004, Удмурская республика, г. Ижевск, ул. Ленина, д.66, помещ. 8-14, ИНН 1841103415, КПП 184101001, ОГРН 1221800002500; директор <_> ИНН 183509662180) (далее - Общество, Поставщик) в связи с уклонением от подписания контракта на поставку бахил токонепроводящих, нестерильных (извещение N 0859200001122005945 от 20.05.2022) и проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
Государственным бюджетным учреждением Рязанской области "Областная клиническая больница им. Н.А. Семашко" (далее - Заказчик, ГБУ РО "ОКБ им. Н.А Семашко") инициирована закупка путем проведения электронного аукциона на поставку бахил токонепроводящих, нестерильных (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 350 000,00 руб.
На участие в электронном аукционе подано 8 заявок от участников с идентификационными номерами: 24, 176, 184, 192, 196, 210, 211, 222.
01.06.2022 аукционная комиссия подвела итоги электронного аукциона и признала победителем общество с ограниченной ответственностью ""Фабрика инновационных решений" (протокол подведения итогов электронного аукциона от 01.06.2022 NИЭА1).
15.06.2022 в связи с тем, что победителем электронного аукциона не подписан государственный контракт, заказчик в соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС) признал общество с ограниченной ответственностью "Фабрика инновационных решений" уклонившимся от заключения государственного контракта.
В связи с изложенным Заказчиком поданы документы для внесения Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив представленные Заявителем документы, Комиссия пришла к выводу, что они полностью соответствуют требованиям статьи 104 Закона о ФКС и постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В ходе заседания Комиссия пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с ч.2 ст.51 Закона о ФКС 31.05.2022 Заказчиком в единой информационной системе размещен проект контракта.
09.06.2022 общество с ограниченной ответственностью "Фабрика инновационных решений" подписало государственный контракт и в качестве обеспечения приложило независимую гарантию N703186 от 08.06.2022 на сумму 63 450,00 (шестьдесят три тысячи четыреста пятьдесят рублей) рублей 00 копеек.
В порядке исполнения обязанности, установленной частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, ГБУ РО "ОКБ им. Н.А Семашко" направило в антимонопольный орган обращение о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (далее - реестр).
Как указал заказчик, в регламентированный Законом о контрактной системе срок (14.06.2022) обществом не предоставлено обеспечение исполнения контракта в необходимом размере.
Установлено по делу, что на основании протокола от 01.06.2022 Общество признано победителем электронного аукциона на поставку бахил токонепроводящих, нестерильных (по извещению N 0859200001122005945 о проведении аукциона от 20.05.2022 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") с ценой 350 000,00 рублей. Протокол подведения итогов электронного аукциона размещён в единой информационной системе 01.06.2022, 02.06.2022 проект государственного контракта также размещён в единой информационной системе и на электронной площадке.
По условиям документации об электронном аукционе, в том числе проекта государственного контракта, за указанную сумму поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку бахил токонепроводящих, нестерильных в соответствии со спецификацией (Приложение N1 к контракту), а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленный товар.
Как установлено выше, поскольку до 14.06.2022 (включительно) поставщиком не размещены на электронной площадке подписанные сертификатом усиленной электронной подписи проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения его исполнения или протокол разногласий, 15.06.2020 заказчик составил протокол признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта и направил обращение в антимонопольный орган.
Разрешая дело по существу, комиссия исходит из следующих правовых и фактических оснований.
Согласно п. 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки: в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей
Следовательно, с учётом приведённых нормативных положений в совокупности со статьями 37, 96, Закона о контрактной системе а также правилами гражданского законодательства об исчислении сроков (статьи 190, 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации) Общество должно было не позднее 14.06.2022 предоставить обеспечение исполнения контракта.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, (в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке).
Поскольку в данном случае обществом предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, а начальная цена составляла 350 000,00 рублей обществу было необходимо предоставить обеспечение, указанное в извещении о проведении аукциона, увеличенное в полтора раза, то есть на сумму 157 500 рублей (обеспечение по извещению составляло 105 000 рублей) чего сделано не было и обществом не оспаривается.
В свою очередь, в силу части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
При таких условиях составление ГБУ РО "ОКБ им. Н.А Семашко" протокола признания победителя электронного аукциона - общества с ограниченной ответственностью "Фабрика инновационных решений" уклонившимся от заключения контракта от 14.06.2020 является обоснованным.
Пункты 1 - 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Анализ приведённой правовой нормы указывает, что вина в нарушении гражданско-правового обязательства, как правило, презюмируется. В связи с этим меры ответственности стороны обязательства возлагаются и при отсутствии вины.
При этом согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Срок размещения контракта в единой информационной системе в сфере закупок, начавший течь 03.06.2022, истёк в 23 час. 59 мин. 14.06.2022, то есть был вполне достаточным для предоставления обеспечения в необходимом размере.
Никаких чрезвычайных, непредотвратимых и иных исключительных по своему характеру обстоятельств, не позволявших Обществу с ограниченной ответственностью "Фабрика инновационных решений" исполнить обязанность предоставления обеспечения в необходимом размере не имелось.
Абзац 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Являясь профессиональным участником гражданского оборота, Общество применительно к рассматриваемым обстоятельствам должно было исходить из того, что его деятельность является рисковой, и оно обязано обеспечить такую организацию своей предпринимательской деятельности, которая обеспечит соблюдение всех требований публичного права. Общество участвовало в процедуре размещения закупки, стало её победителем, следовательно, должно было обеспечить соблюдение необходимых формальностей на всех её этапах от момента подачи заявки до окончания исполнения обязательств по контракту.
Направление независимой гарантии после истечения сроков не доказывает, что обществом проявлена должная степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в анализируемой ситуции, в контексте статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наоборот, фактически сложившиеся обстоятельства показывают то, что предпринятые поставщиком меры были недостаточны, так как объективно не позволили подписать проект контракта в отведённый для этого срок.
На основании вышеизложенного, сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью "Фабрика инновационных решений" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонением от подписания контракта на поставку бахил токонепроводящих, нестерильных (извещение N 0859200001122005945 от 20.05.2022).
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Представление государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная клиническая больница им. Н.А. Самашко" 1372-01-14 от 14.06.2022 (вх. N 56-ЭП/22 от 15.06.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков общества с ограниченной ответственностью "Фабрика инновационных решений" (адрес: 426004, Удмурская республика, г. Ижевск, ул. Ленина, д.66, помещ. 8-14, ИНН 1841103415, КПП 184101001, ОГРН 1221800002500; директор <_> ИНН 183509662180), удовлетворить.
2. Включить сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью "Фабрика инновационных решений" (адрес: 426004, Удмурская республика, г. Ижевск, ул. Ленина, д.66, помещ. 8-14, ИНН 1841103415, КПП 184101001, ОГРН 1221800002500; директор <_> ИНН 183509662180) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Фабрика инновационных решений" (адрес: 426004, Удмурская республика, г. Ижевск, ул. Ленина, д.66, помещ. 8-14, ИНН 1841103415, КПП 184101001, ОГРН 1221800002500; директор Данилов Владислав Антонович ИНН 183509662180) является дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Дата признания участника уклонившимся |
Раздел I |
Дата регис-трации контро-льным органом обращения заказчика |
Раздел II |
Раздел III |
Об-щая итого-вая про-сроч-ка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направле-ния заказчи-ком сведений в контроль-ный орган |
Фактиче-ская дата направле-ния заказ-чиком сведений |
Итого про-сроч-ка в днях по I разде-лу |
Регламен-тирован-ная дата принятия решение |
Факти-ческая дата приня-тия реше-ния |
Итого про-сроч-ка в днях по II разде-лу |
Регламен-тирован-ный срок изготовления решения |
Факти-ческая дата изгото-вления решения и разме-щения сведений в ЕИС |
Итого про-сро-чка в днях по II разделу |
|||
14.06.22 |
15.06.22 |
15.06.22 |
0 |
15.06.22 |
21.06.22 |
21.06.22 |
0 |
24.06.22 |
24.06.22 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 24 июня 2022 г. N РНП-62-1011 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - электронный аукцион - участники закупок - электронная торговая площадка - обеспечение исполнения контракта)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2022