Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителя Государственного литературного музея:
В.В. Самайчука (по дов.N18/01-18 от 09.06.2022),
в отсутствие представителей ООО Частное охранное предприятие "Славутич", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 14.06.2022 NЕИ/31231/22,
рассмотрев жалобу ООО Частное охранное предприятие "Славутич" (далее - Заявитель) на действия Государственного литературного музея (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном
управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 статьи 13 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (Закупка N0373100103822000004) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного конкурса.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 14.06.2022 NЕИ/31231/22, Комиссия Управления установила следующее.
1. В составе жалобы Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка дачи разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса.
Согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Так, Заявитель указывает, что в адрес Заказчика был направлен запрос разъяснений положений конкурсной документации в части отсутствия в извещении о закупке требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению.
В ответ на данный запрос, 03.06.2022 Заказчик внес изменения в закупочную документацию, однако, по мнению Заявителя, данные изменения носили формальный характер, и не дали разъяснений относительно порядка подготовки заявок и требований к составу заявки участников.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что после полученного запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, 03.06.2022 Заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, а именно порядок подготовки заявок и требования к составу заявки участников изложен в в приложении 3 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкция по ее заполнению".
В соответствии с ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в заседании Комиссии Управления Заявитель участия не принимал, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при даче оспариваемых разъяснений, а также в составе жалобы отсутствует указание на то обстоятельство, почему, по мнению Заявителя, ответ, данный Заказчиком на запрос о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки, является ненадлежащим и нарушает положения Закона о контрактной системе с учетом того обстоятельства, что Заказчиком даны разъяснения на вопросы, заданные участником закупки, а также внесены изменения в состав извещения о проведения электронного конкурса.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы в нарушение норм Закона о контрактной системе Заказчиком после внесения изменений в закупочную документацию не был продлен срок окончания приема заявок.
В силу п.1 ч.4 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней.
Комиссией Управления установлено, что согласно сведениям из Единой информационной системы в сфере закупок 03.06.2022 Заказчиком размещены изменения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 03.06.2022 NИИ1 в ред. N2, при этом срок окончания подачи заявок Заказчиком установлен до 14.06.2022, что составляет 10 дней и не противоречит положениям п.1 ч.4 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Также в составе жалобы Заявитель указывает на установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок участников закупки.
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п.24 Порядка для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п.30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" п. 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" пункта 30 Положения:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Комиссией Управления установлено, что согласно установленному порядку оценки Заказчик по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оценивает, в том числе наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации:
- признак N 1 Общее количество сотрудников, прошедших повышение квалификации охранников 4 разряда;
- признак N 2 Общее количество сотрудников, прошедших повышение квалификации охранников 5 разряда;
- признак N 3 Общее количество сотрудников, прошедших повышение квалификации охранников 6 разряда;
- признак N 4 Общее количество сотрудников, прошедших обучение и/или повышения квалификации в специализированных учебных центрах по программе: "Теоретическое обучение и получение первичных практических навыков построения, настройки и эксплуатации систем контроля и управления доступом".
В составе жалобы Заявитель указывает, что согласно требованиям Технического задания конкурсной документации Заказчику требуется стационарный, круглосуточный пост охраны, расположенный на главном входе в здание и обеспеченный спецсредствами.
При этом, спецсредствами являются резиновая палка, наручники, ручной металлодетектор и индивидуальные средства связи (радиостанция), форма.
Разряды частных охранников соответствуют следующим градациям: четвертый разряд присуждают сотруднику охраны, который может пользоваться амуницией - резиновыми палками и наручниками. Также разрешается носить шлем и жилет.
пятый разряд - в квалификации охранника 5-го уровня изменяется зона ответственности - предоставлено право на оружие для самообороны и средства защиты: электрошокеры, газовые пистолеты.
шестой разряд - сотрудники имеющий 6 разряд получают право пользоваться огнестрельным оружием: пистолетами, револьверами, ружьями.
Таким образом, по мнению Заявителя, исходя из требований технического задания Заказчику достаточно для оказания требуемой услуги предоставления участником сведений о наличии охранников только 4 разряда, при этом включение квалификационных требований к наличию сотрудников имеющих 5 и 6 разряды являются избыточными.
Кроме того, по мнению Заявителя, исходя из критериев оценки более квалифицированным будет признан участник имеющий большее количество сотрудников 4 и 5 разрядов, в отличии от компании имеющих только высококвалифицированных сотрудников 6 разряда, в количестве достаточном для исполнения контракта и не имеющих совсем сотрудников 4 и 5 разрядов. Так же исходя из квалификационных критериев видно, что компания участник конкурса и признанная победителем может и не иметь вообще сотрудников оцениваемых по признаку 4 (Общее количество сотрудников, прошедших обучение и/или повышения квалификации в специализированных учебных центрах по программе: "Теоретическое обучение и получение первичных практических навыков построения, настройки и эксплуатации систем контроля и управления доступом").
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что исходя из положений Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.04.2009 N199 "О внесении изменения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1" охранники 5-6 разрядов могут выполнять функции, предусмотренные для охранников 4-го разряда.
Таким образом, уровень подготовки охранников 5-6 разряда является выше, кроме того, у участников закупки могут отсутствовать охранники 4-го разряда. Относительно признака N 4 "Общее количество сотрудников, прошедших обучение и/или повышения квалификации в специализированных учебных центрах по программе: "Теоретическое обучение и получение первичных практических навыков построения, настройки и эксплуатации систем контроля и управления доступом" представитель Заказчика пояснил, что на объекте Заказчика установлена система контроля и управления доступом, при использовании которого необходимы первичные практические навыки в части настройки и эксплуатации.
Так, согласно отдельным положениям о применении отдельных критериев, показателей оценки, детализирующих показателей оценки, предусмотренных разделом 2 Порядка непредставление документов в составе заявки на участие в конкурсе в отношении указанных детализирующих показателей не является основанием для отклонения заявки участника.
Комиссия Управления считает необходимым отметить, что Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит Заказчику. При этом главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, с учетом опыта приемки услуг подобного рода, Заказчиком установлены положения порядка оценки, наиболее подходящие, по мнению Заказчика, критерию успешности опыта участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Кроме того, целью проведения конкурса является выявление победителя в лице участника закупи, предложившего лучшие условия исполнения контракта.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в заседании Комиссии Управления представителем Заявителя,а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства, а именно, Заявителем не представлено документов и сведений однозначно свидетельствующих о том, что установленный порядок оценки является неправомерным, не позволяет выявить наилучшее предложение условий исполнения контрактов при проведении закупки, оставляет оценку заявок на субъективное усмотрение конкурсной комиссии Заказчика или каким-либо иным образом нарушает требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что требование порядка оценки по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нацелено на выявление лучшего предложения исполнения контракта и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО Частное охранное предприятие "Славутич" на действия Государственного литературного музея необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России от 14.06.2022 NЕИ/31231/22.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ
Заместитель председателя Комиссии: |
|
К.А. Сомов |
Члены Комиссии: |
|
Н.С. Лушникова |
|
|
А.З. Касимова |
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 июня 2022 г. N 077/06/106-9057/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2022