Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
рассмотрев обращение заказчика - Федеральное казенное предприятие "Аэропорты Дальнего Востока" (осуществляет полномочие Федерального агентства воздушного транспорта) при осуществлении закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме на реконструкцию аэропортового комплекса г. Зея, Амурская область (корректировка проекта) (извещение 0522100001222000002) и материалы дела N7-5/119, на основании п. 24 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N961 "Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N961),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) из Федеральное казенное предприятие "Аэропорты Дальнего Востока" (осуществляет полномочие Федерального агентства воздушного транспорта) (далее - Заказчик) поступило обращение о согласовании заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ООО "Строительная Компания N1" (ИНН 3123172446).
Из обращения Заказчика следует, что основанием для обращения послужило признание закрытого аукциона в электронной форме (извещение N0522100001222000002) несостоявшимся в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по основанию отсутствия заявок на участие в закупке, в связи с чем просит согласовать заключение контракта с единственным поставщиком.
В соответствии с пп. "а" п. 11 постановления Правительства РФ N961, Комиссией Хабаровского УФАС России проведена внеплановая проверка в отношении закрытого аукциона в электронной форме.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0522100001222000002 о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 25.05.2022.
Предмет закупки: реконструкция аэропортового комплекса г. Зея, Амурская область (корректировка проекта).
Начальная (максимальная) цена контракта 509 786 654,44 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок 10.06.2022 10:00 (МСК+7).
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 16.06.2022.
Источник финансирования: Федеральный бюджет.
Из извещения об осуществлении закупки следует, что заказчиком установлено дополнительное требование в соответствии с с позицией 13 раздела II приложения к Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N2571).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 25.04.2022 торги признаны несостоявшимися по основанию единственной заявки участника закупки - ООО "Строительная Компания N1", признанной аукционной комиссией заказчика соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Рассмотрев представленные материалы дела, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В рассматриваемом случае заказчиком установлено условие о применении позиции 13 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ N2571, согласно которому в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства заказчику устанавливает обязательное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасного, технически сложного, уникального объекта капитального строительства;
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции особо опасного, технически сложного, уникального объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы вышеуказанной позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 графы вышеуказанной позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Подтверждением наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы позиции 13 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ N2571 является:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 позиции 13 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ N2571:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Из материалов настоящего дела следует, что заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, позицией 13 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ N2571 установлено дополнительное требование о наличии участника закупки опыта исполнения договора строительного подряда, подтверждением которого является исполненный договор.
В соответствии с п. 1 ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Таким образом, для признания договора строительного подряда, предусмотренного позицией 13 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ N2571, необходимо окончание строительства объекта, подтверждаемое актом приемки объекта капитального строительства, актом выполненных работ и разрешением на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено, что в составе заявки участника закупки - ООО "Строительная Компания N1" представлена копия государственного контракта от 05.07.2021 N 0522100001221000016 с приложением актов приемки законченного реконструкцией объекта капитального строительтства от 26.11.2021 (строительство светосигнального оборудования, аппаратного контейнера, объектов электроснабжения ТП-1 (ЦРП), ТП-2) на общую стоимость принимаемых фондов 138 002 978, 63 рублей.
Согласно сведений реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок, контракт от 05.07.2021 N 0522100001221000016 находится на стадии "Исполнение", срок исполнения до 31.12.2022, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств 220 445 871,63 рублей из 374 586 634,39 рублей.
Следовательно, исполнение контракта от 05.07.2021 N0522100001221000016, строительство предусмотренного контрактом объекта не завершено, в связи с чем участник закупки - ООО "Строительная Компания N1" не может быть признан соответствующим требованиям позиции 13 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ N2571, а заявка такого участника закупки подлежит признанию несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, аукционная комиссия Федерального казенного предприятия "Аэропорты Дальнего Востока" (осуществляет полномочие Федерального агентства воздушного транспорта), признав заявку ООО "Строительная Компания N1" соответствующей в противоречие дополнительным требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, допустила нарушение пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе. Указанное образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 13 постановления Правительства РФ N961 контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае выявления таким органом при проведении внеплановой проверки:
а) выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) без согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с частью 3 статьи 84 Федерального закона на осуществление согласования закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в) описания объекта закупки, влекущего ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок;
г) установления требований к участникам закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
д) сокращения предусмотренного Федеральным законом срока подачи заявок на участие в закупке;
е) отклонения заявки на участие в закупке либо ее части, признания заявки на участие в закупке либо ее части не соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), отказа в допуске к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
ж) несоответствия заявки на участие в закупке, поданной единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), информация о котором указана в разделе 4 приложения к настоящим Правилам, либо информации, предусмотренной подпунктами "е" и "ж" пункта 7 настоящих Правил, требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
з) несоответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о котором указана в разделе 4 приложения к настоящим Правилам, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона.
При проведении внеплановой проверки, Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено обстоятельство, предусмотренное пп. "ж" пункта 13 постановления Правительства РФ N961: несоответствия заявки на участие в закупке, поданной единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), информация о котором указана в разделе 4 приложения к настоящим Правилам, либо информации, предусмотренной подпунктами "е" и "ж" пункта 7 настоящих Правил, требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости отказа в согласования заказчику - Федеральное казенное предприятие "Аэропорты Дальнего Востока" (осуществляет полномочие Федерального агентства воздушного транспорта) возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком - ООО "Строительная Компания N1" на основании пп. "ж" пункта 13 постановления Правительства РФ N961.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 93, 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 12 постановления Правительства РФ N961, Инспекция Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Отказать заказчику - Федеральному казенному предприятию "Аэропорты Дальнего Востока" (осуществляет полномочие Федерального агентства воздушного транспорта) в согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком - ООО "Строительная Компания N1" на основании пп. "ж" пункта 13 постановления Правительства РФ N961.
2. Признать аукционную комиссию Федерального казенного предприятия "Аэропорты Дальнего Востока" нарушившей пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Федеральному казенному предприятию "Аэропорты Дальнего Востока" (осуществляет полномочие Федерального агентства воздушного транспорта) предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 24 июня 2022 г. N 113 (ключевые темы: правительство рф - участники закупок - товар. работа. услуга. - федеральное казенное предприятие - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2022