Резолютивная часть решения оглашена 15 июня 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20 июня 2022 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЭСА" (адрес:454080, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Энтузиастов, Д. 15, К. Д, офис 420; ИНН 7453293750), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку геосетки трехосная (георешетка полимерная гексагональная) марки "РГК ТХ-160" (номер извещения: 0857200000222000058),
УСТАНОВИЛА:
08 июня 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЭСА" (адрес:454080, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Энтузиастов, Д. 15, К. Д, офис 420; ИНН 7453293750), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку геосетки трехосная (георешетка полимерная гексагональная) марки "РГК ТХ-160" (номер извещения: 0857200000222000058).
Рассмотрение сведений в режиме видеоконференцсвязи состоялось 15 июня 2022 года в 14 часов 30 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N: 0857200000222000058 о проведении электронного аукциона - 16.03.2022.
2) Начальная максимальная цена контракта - 2 603 541,00 рубль.
3) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.03.2022 NИЭА1 подано 8 (восемь) заявок, одна заявка с идентификационным номером (35) отклонена. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем ООО "ЭСА" с предложением о цене контракта 1 249 482,29 рублей (снижение 52%).
4) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк".
5)11.04.2022 между Заказчиком и ООО "ЭСА"" заключен контракт N 08572000002220000580001 на поставку геосетки.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно п.1.1. контракта, в целях реализации Регионального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" в составе Федерального проекта "Дорожная сеть" Национального проекта "Безопасные качественные дороги" (далее - БКД) Поставщик обязуется поставить Заказчику геосетку (далее Товар) с характеристиками, в количестве и по ценам, указанным в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), которая является неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик принять и оплатить Товар в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Приложением N1 к контракту установлены следующие характеристики геосетки трехосная (георешетка полимерная гексагональная) марки "РГК ТХ-160" Страна происхождения - Российская Федерация, СТО 33460521.009-2014, шаг шестиугольника - 80 мм, прочность при растяжении по четырем основным направлениям: вдоль полотна - 0°, 30 ° и 60 ° к продольному направлению; поперек полотна - 90 °- 17,9 кН/м, относительное удлинение при максимальной нагрузке по четырем основным направлениям: вдоль полотна - 0°, 30 ° и 60 ° к продольному направлению; поперек полотна - 90 ° -12 кН/м, средняя радиальная жесткость при 0,5% деформации 331 кН/м, при 2,0% деформации - 238 кН/м, поверхностная плотность - 238 г/м2, устойчивость к ультрафиолетовому излучению -97 %, устойчивость к циклическим нагрузкам - 95 %, морозостойкость (30 циклов) -98 %, механические повреждения при укладке-1 %, гибкость - 95 %, устойчивость к агрессивным средам - 94 %, коэффициент изотропности радиальной жесткости - 0,90, эффективность узла - 95 %, гибкость при отрицательной температуре (-40 ) на брусе диаметром 50 мм в продольном и поперечном направлении - без повреждений.
Срок поставки согласно пункту 4.1. контракта в течение 10 (десяти) календарных дней с даты заключения контракта. Приемка Товара осуществляется в рабочие дни с 9.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00.
Согласно пункту 5.1 контракта приемка поставленного Товара осуществляется в ходе передачи его Заказчику в месте поставки и включает в себя следующие этапы:
- проверка количества;
- проверка качества на соответствие условиям настоящего Контракта (в т.ч. контроль наличия (отсутствия) внешних повреждений, проверка наличия сертификатов на поставляемый Товар).
Приемка поставленного Товара осуществляется уполномоченными представителями Заказчика или специально созданной приемочной комиссией, которые действуют от имени и в интересах Заказчика с участием Поставщика или его уполномоченных представителей (пункт 5.2 контракта).
Для проверки соответствия поставленного Товара условиям Контракта Заказчик вправе, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ) обязан привлечь экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного Товара по настоящему Контракту. Для проведения экспертизы поставленного Товара эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Заказчика и Поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта и отдельным этапам исполнения Контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке поставленного Товара, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения (пункт 5.3 контракта).
15.04.2022 года Обществом осуществлена поставка товара в срок и в полном объеме.
21.04.2022 согласно протоколу испытаний (N42-22) лаборатории ООО "ИЦ ВНИИГС" товар не соответствует техническому заданию (шаг шестиугольника, прочность при растяжении, поверхностная плотность).
26.04.2022 Заказчик направил письмо (исхN298) о необходимости замены товара.
27.04.2022 Общество сообщило о несогласии с выводами экспертизы.
11.05.2022 года Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 12.2-12.3 контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
11.05.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено заказным письмом с уведомлением, размещено в единой информационной системе в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
Сведения о расторжении контракта в разделе "реестр контрактов" направлены Заказчиком на размещение 08.06.2022.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
- основания применения п. 13, 14, 15 Правил ведения РНП
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно пояснений директора Общество не уклонялось от исполнения контракта, товар поставлен в полном объеме и в срок, установленный контрактом. Обществом была проведена независимая экспертиза в АНО "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса", при этом образец товара опечатан должным образом во избежание подмены. По результатам экспертизы было вынесено заключение N ГМ-3309/22 от 12.05.2022 г. о том, что георешетка полимерная гексагональная марки "РГК" полностью соответствует требованиям заключенного контракта и технического задания.
В паспорте качества, приложенного к поставленной партии продукции указано, что поставленный товар соответствует стандарту 33460521.009-2014 "Георешетка полимерная гексагональная марки "РГК" (далее - СТО), однако испытания, проведенные заказчиком, были проведены не правильно, без учета положений СТО, а именно: значение показателей получены без учета положений стандарта организации (СТО 33460521.009-2014 "Георешетка полимерная гексагональная марки "РГК" Технические условия") - компании "РГК", что является грубым нарушением, так как ГОСТ Р 55030-2015 регламентирует испытания геосинтетических материалов исключительно в продольном и поперечном направлениях. Соответственно, при испытаниях под углами 30 и 60 град., образцы должны изготавливаться с учетом положений СТО 33460521.009-2014.
Вышеназванное СТО направлялось заказчику, путем неоднократного направления на электронную почту. Более того, вышеназванное СТО размещено в открытом доступе в сети Интернет, в том числе на официальном сайте ГК "Автодор" по адресу: https://russianhighwavs.ru/upload/iblock/27d/35.-STO-RGK-TKH.PDF.
Помимо проведения независимой экспертизы, Обществом был сделан запрос в ООО "РКГ" для предоставления информация расчета шага шестиугольника георешетки полимерной гексагональной. 19.05.2022 г. был получен ответ, в котором ООО "РКГ" сообщает, что шаг шестиугольника равен размеру двух ребер, размер одного ребра составляет 40 мм, т.е. шаг равен 80 мм, что соответствует условиям Контракта.
Таким образом, поставленный участником товар полностью соответствует условиям заключенного контракта.
Комиссия, учитывая материалы дела, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, а также имеется гражданско-правовой спор относительно качества поставленного товара.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЭСА" (адрес:454080, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Энтузиастов, Д. 15, К. Д, офис 420; ИНН 7453293750), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку геосетки трехосная (георешетка полимерная гексагональная) марки "РГК ТХ-160" (номер извещения: 0857200000222000058), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 20 июня 2022 г. N РНП 060/06/95-247/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2022