Резолютивная часть решения оглашена 20 июня 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23 июня 2022 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные ГБУСО "Бобровский детский дом-интернат" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНО СТРОЙ" (адрес: 180000, Псков, ул.Я.Фабрициуса, д.10, оф.32; ИНН 6027198510), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на текущий ремонт кровли спального корпуса ГБУСО "Бобровский детский дом-интернат" (регистрационный номер: 48-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000322000040),
УСТАНОВИЛА:
14 июня 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНО СТРОЙ" (адрес: 180000, Псков, ул.Я.Фабрициуса, д.10, оф.32; ИНН 6027198510), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на текущий ремонт кровли спального корпуса ГБУСО "Бобровский детский дом-интернат" (регистрационный номер: 48-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000322000040).
Рассмотрение сведений в режиме видеоконференцсвязи состоялось 20 июня 2022 года в 17 часов 00 минут, с учетом перерыва объявленного в 11.30, в связи с необходимостью предоставления дополнительных материалов Сторонами,
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0157200000322000040 о проведении электронного аукциона - 11.02.2022 13:40.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 3 319 603,20 рубля.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.02.2022 NИЭА1 ООО "Габел" признано победителем аукциона с предложением о цене контракта - 2 600 000,00 рублей (снижение 21,67%).
5) 05.03.2022 года Заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 05.03.2022 NППУ20_1.
6) Контракт направлен второму участнику ООО "Техно Строй" (ИНН
6027198510).
7) 18.03.2022 заключен контракт с вторым участником аукциона ООО "Техно Строй", с ценой контракта 2 700 000,00 рублей.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта подрядчик принимает на себя генеральный подряд на Текущий ремонт кровли спального корпуса ГБУСО "Бобровский детский дом-интернат" (далее - работы) в соответствии с Техническим заданием и ведомостью объемов работ (Приложение N 1 к Контракту), графиком выполнения работ (Приложение N 2 к настоящему контракту), сметой. Подрядчик должен своевременно сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях Контракта.
Пунктом 2.1. контракта календарные сроки выполнения работ в течение 75 календарных дней с даты заключения контракта. Окончанием работ по Объекту является подписание Акта приемки Объекта.
Пункт 2.2. контракта изменение Графика выполнения работ (Приложение N 2) не допускается, за исключением:
2.2.1. Наступления обстоятельств непреодолимой силы, а также иных обстоятельств, о которых Сторонам не было известно на дату заключения Контракта, вследствие которых надлежащее исполнение Сторонами своих обязательств, предусмотренных Контрактом, стало невозможным в сроки, установленные Графиком. В этом случае изменение Графика осуществляется по соглашению Сторон.
2.2.2. Уменьшения ранее доведенных Заказчику лимитов бюджетных обязательств на период осуществления работ, которые влекут изменение сроков начала и окончания ремонта Объекта, промежуточных сроков выполнения отдельных видов работ, определенных Графиком, более чем на один месяц, и (или) уменьшения цены Контракта.
2.2.3. Необходимости детализации отдельных комплексов работ, видов работ и (или) части работ отдельного вида работ в составе этапа выполнения контракта или комплекса работ без изменения сроков их выполнения и в пределах доли этапа выполнения контракта, комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ в цене контракта.
15.04.2022 года Общество сообщает Заказчику о непредвиденных обстоятельствах, сложная экономическая обстановка.
22.04.2022 претензия Заказчика, какие обстоятельства непреодолимой силы. Ответа на претензию не поступило от Общества. Выезжали на объект, личные встречи с Заказчиком.
29.04.2022 Заказчик принимает решение о одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.04.2022 направлено заказным письмом с уведомлением.
09.06.2022 размещено в ЕИС в разделе "Дополнительная информация о контрактах" (с нарушением сроков).
01.06.2022 письмо от Общества с просьбой промежуточных платежей и продления сроков работ на 75 дней с приложением сметы, ресурсной ведомости и счетов поставщиков. Ответа от Заказчика не поступало.
15.06.2022 Заказчиком расторгнут контракт.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 12.2 контракта, Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Расторжение Контракта в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным ч.12-23 ст.95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
29.04.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено заказным письмом с уведомлением,
09.06.2022 года решение размещено в единой информационной системе в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах", что является нарушением процедуры одностороннего отказа и содержит признаки административного правонарушения согласно части 6 статьи 7.32 КоАП РФ.
Сведения о расторжении контракта в разделе "реестр контрактов" направлены Заказчиком на размещение 15.06.2022.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
- основания применения п. 13, 14, 15 Правил ведения РНП
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно пояснений представителя Общества, в связи с обострением политической и экономической ситуации на территории Российской Федерации, возникшей после 24.02.2022 г., создавшие сложную экономическую обстановку для российских хозяйствующих субъектов. А так же введением ряда иностранных государств запретов и ограничений в области экономической деятельности, повлекли существенный рост отпускных цен на строительные материалы и оборудование до 70%, отказы банков в софинансировании контрактов и в кредитовании на пополнение оборотных средств, считаем, что возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения по прежним ценам.
После направления заказчику письма (Исх.24 от 01.06.2022) с объяснениями о сложившейся ситуации и просьбой увеличения цены контракта согласно предоставленной новой смете, а в случае невозможности, расторгнуть контракт по соглашению сторон, информация была принята, но положительного ответа на нашу просьбу не поступало.
В ходе изучения сметы к контракту нами было выявлена некорректность ее составления в п.11 "Разборка деревянных элементов конструкций крыш: обрешетки из брусков с прозорами", п.53 "Узлы прохода вытяжных вентиляционных шахт из листовой и сортовой стали с неутепленным клапаном и кольцом для сбора конденрата диаметром патрубка: до 560 мм", п.54 "Устройство обрешетки с прозорами из досок и брусков под кровлю: из листовой стали (с использованием ранее демонтированной)" на данном объекте в качестве обрешетки используется брус 50*60 мм и гвоздь 150 мм, вместо установленных техническими условиями, доски 100*32 мм (гвоздь 80 мм) или доски 100*25 мм (гвоздь 70 мм). Если бы были использованы материалы, соответствующие нормативным требованиям, была бы возможность использовать обрешетку вторично, однако в данный момент демонтировать обрешетку в сохранном виде не представляется возможным, а значит необходимо покупать дополнительные пиломатериала, что не заложено в п.53-54 сметы контракта. Данная информация была доведена до сведения руководства дома-интерната.
Решение заказчика (Исх. 132 от 29.04.2022) об одностороннем отказе от исполнения контракта было принято 29.04.2022 г., а направлено в наш адрес на электронную почту 16.05.2022 г.
В ЕИС 16 записей в реестре контрактов - 10 исполнено, в стадии исполнения 5 контрактов, 1 - односторонний отказ (рассматриваемый случай).
Комиссия, учитывая материалы дела, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, сведения в отношении Общества ранее не поступали, кроме того, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГБУСО "Бобровский детский дом-интернат" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНО СТРОЙ" (адрес: 180000, Псков, ул.Я.Фабрициуса, д.10, оф.32; ИНН 6027198510), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на текущий ремонт кровли спального корпуса ГБУСО "Бобровский детский дом-интернат" (регистрационный номер: 48-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000322000040), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 23 июня 2022 г. N РНП 060/06/95-249/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2022