Резолютивная часть решения оглашена "21" июня 2022 г.
В полном объеме решение изготовлено "24" июня 2022 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Агаурова А.Э.,
в присутствии представителей:
управления образования и науки Тамбовской области - _
ООО "СДН-ЛАБ" (далее - Общество, Поставщик) - _
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 03.03.2022 N 0164200003022000094_49659 "Шифр 68-2022-нр 5219 Поставка компьютерного оборудования в рамках реализации мероприятия "Создание центров цифрового образования детей" федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение управления образования и науки Тамбовской области (вх. от 15.08.2022 N 3688) о направлении сведений об ООО "СДН-ЛАБ" (603105, Нижегородская область, город Нижний Новгород, Салганская улица, дом 30, офис 27, ИНН: 5262382490) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 03.03.2022 N 0164200003022000094_49659 "Шифр 68-2022-нр 5219 Поставка компьютерного оборудования в рамках реализации мероприятия "Создание центров цифрового образования детей" федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".
Заказчик сообщил обстоятельства неисполнения ООО "СДН-ЛАБ" заключенного муниципального контракта от 03.03.2022 N 0164200003022000094_49659 и обоснования причин расторжения контракта, представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик 18.05.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок и направлено Обществу.
ООО "СДН-ЛАБ" возражает позиции Заказчика, представило в Тамбовское УФАС России письменные пояснения по рассматриваемой ситуации. В данных пояснениях Общество ссылается на введенные ограничительные меры экономического характера, которые повлияли на возможность исполнения контракта. Также указало на нарушение Заказчиком процедуры одностороннего расторжения контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения государственного контракта от 03.03.2022 N 0164200003022000094_49659, заключенного с ООО "СДН-ЛАБ", рассмотрев материалы Заказчика и Поставщика, а также документы закупки, заслушав пояснения сторон, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0164200003022000094 между Заказчиком и Поставщиком 03.03.2022 был заключен государственный контракт "Шифр 68-2022-нр 5219 Поставка компьютерного оборудования в рамках реализации мероприятия "Создание центров цифрового образования детей" федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" на сумму 371 510 рублей.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 контракта: "Поставщик обязуется поставить и передать Грузополучателю, указанному в п.5.1. Контракта, компьютерное оборудование в рамках реализации мероприятия "Создание центров цифрового образования детей" федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (далее - Товар), Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар на условиях, предусмотренных Контрактом, извещением об осуществлении закупки, заявкой (окончательным предложением) Поставщика (участника закупки).
Наименование, количество и характеристики Товара (описание объекта закупки) указаны в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту)".
В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 контракта: "Место поставки: 393190, Тамбовская область, г. Котовск, ул. Октябрьская, д. 38, Грузополучатель: МБОУ "Школа-ЭКОТЕХ" г. Котовска Тамбовской области.
Сроки (периоды) поставки: с даты заключения контракта до 29.04.2022 включительно".
Заказчик сообщил, что товар не был поставлен Поставщиком.
04.05.2022 Заказчик направил Обществу претензию исх. N 113-08/1880 с требованием исполнить обязательства по контракту в течение 6 рабочих дней с даты получения претензии.
Ответа на данное письмо в адрес Заказчика не поступало. По состоянию на 17.05.2022 товар не поставлен.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.1 контракта установлено: "Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Согласно пункту 12.2 контракта: "Данным контрактом предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств".
18.05.2022 Управление образования и науки Тамбовской области в соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п.п. 12.1, 12.2 контракта приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.03.2022 N 0164200003022000094_49659, заключенного с ООО "СДН-ЛАБ".
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Законом о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.05.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено Заказчиком заказным письмом по адресу Общества, указанному в контракте и размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
Таким образом, Заказчик надлежащим образом уведомил Поставщика об одностороннем расторжении контракта.
В связи с тем, что Заказчик не получил подтверждения о вручении Поставщику заказного письма с уведомлением, то с учетом подпункта в) пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ датой надлежащего уведомления Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 03.06.2022.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок Поставщику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления представлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Действий со стороны Общества по исполнению контракта в десятидневный срок не предпринято.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.03.2022 N 0164200003022000094_49659 вступило в законную силу 14.06.2022.
В ходе заседания Комиссии Тамбовского УФАС России представитель Поставщика сообщил, что Общество не смогло поставить товар в связи с введенными ограничительными мерами экономического характера. Данный довод отклоняется Комиссией Тамбовского УФАС России, так как по контракту общество само обязалось поставить российские планшеты и системные блоки производства Китайской Народной Республики, которая не вводила санкций в отношении Российской Федерации.
Каких-либо мер, направленных на исполнение своих обязательств по контракту, ООО "СДН-ЛАБ" не предпринимало.
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ) предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе и заключенному контракту поставка товара должна осуществляться в соответствии с согласованными сроками и объемами. Подписав контракт, Поставщик согласился со всеми его условиями, объем и сроки поставки были изначально известны Обществу.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ООО "СДН-ЛАБ" недобросовестное поведение, выраженное в бездействии по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного контракта от 03.03.2022 N 0164200003022000094_49659.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные управлением образования и науки Тамбовской области в отношении ООО "СДН-ЛАБ" (603105, Нижегородская область, городской округ Нижний Новгород, город Нижний Новгород, улица Салганская, дом 30, офис 27, ИНН: 5262382490) и лица, исполняющего функции единоличного органа Общества - Павлова-Савельева Анатолия Викторовича (ИНН: 525703302466), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "СДН-ЛАБ" и Павлова-Савельева А.В. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении ООО "СДН-ЛАБ" и Павлова-Савельева А.В. из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии
Члены комиссии |
Е.А. Гречишникова
В.В. Иванов
А.Э. Агаурова |
Исп. Агаурова А.Э., 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 24 июня 2022 г. N РНП-68-44/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2022