Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 июня 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок ..., члены Комиссии - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок ..., ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок ...,
с участием:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Паритет" (далее также - ООО "Паритет", общество, заявитель) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности ...;
заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная детская клиническая больница" (далее также - ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница", заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителей по доверенности ..., ..., ....;
уполномоченный орган - департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности ...;
оператор электронной площадки - акционерное общество "Агентство по государственному заказу республики Татарстан" - представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Паритет" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинского изделия (машина моющая/дезинфицирующая для хирургических инструментов/оборудования), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (извещение N 0171200001922001735) (далее также - аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Паритет" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинского изделия (машина моющая/дезинфицирующая для хирургических инструментов/оборудования), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (извещение N 0171200001922001735).
Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки сформировано заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе: описание объекта закупки представлено в виде двух альтернативных технических заданий, требованиям каждого из которых по своим характеристикам соответствует только одна модель товара одного конкретного производителя (то есть в целом требованиям описания объекта закупки соответствуют две модели товара двух конкретных производителей), что исключает для потенциальных участников закупки возможность предложить к поставке иные модели товара этих же производителей либо товар других производителей, отвечающий по своему назначению потребностям заказчика.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной, а также выдать заказчику и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 30.05.2022 размещено извещение N 0171200001922001735 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинского изделия (машина моющая/дезинфицирующая для хирургических инструментов/оборудования), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 689 700,00 рублей.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилом, согласно которому в описании объекта закупки должны указываться функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от потребностей заказчика заказчик и уполномоченный орган в извещении об осуществлении закупки должны установить требования к поставляемому товару с учетом специфики деятельности заказчика и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Изучив содержание электронного документа "Описание объекта закупки", размещенного в единой информационной системе и являющегося составной частью извещения об осуществлении закупки, Комиссия установила, что описание объекта закупки сформировано заказчиком и уполномоченным органом посредством составления двух альтернативных технических заданий, оформленных в виде таблиц, каждое из которых включает в себя определенный набор требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемого товара (показателей и соответствующих данным показателям значений).
При этом анализ содержащихся в каждом из альтернативных технических заданий показателей и соответствующих данным показателям значений при их сопоставлении показал, что значения ряда аналогичных показателей, относящихся к разным техническим заданиям, различаются. Так, например:
- содержащемуся в техническом задании N 1 показателю "мощность, кВт" (пункт 35.4) соответствует значение "7", в то время как аналогичному показателю "потребляемая мощность, кВт", относящемуся к техническому заданию N 2 (пункт 45), соответствует значение "5,6";
- подпоказателю "глубина, мм" (пункт 6.2) показателя "Внешние размеры машины" (пункт 6) из технического задания N 1 соответствует значение "640"; в то же время аналогичному подпоказателю "глубина, мм" (пункт 39.1) показателя "Габариты машины с закрытой дверью" (пункт 39), относящемуся к техническому заданию N 2, корреспондирует значение "630";
- техническое задание N 1 содержит показатель "Панель управления и дисплей расположены на корпусе машины" со значением "соответствие" (пункт 13); при этом техническое задание N 2 включает в себя показатель "Панель управления и дисплей расположены на дверце машины" также со значением "соответствие" (пункт 9).
Учитывая изложенное, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу, что у заказчика по ряду показателей отсутствует потребность в указании конкретных значений, которые не могут изменяться (так, например, применительно к показателю "мощность, кВт"/"потребляемая мощность, кВт" у заказчика отсутствует потребность в указании для данного показателя значения "7", поскольку его потребностям в равной мере удовлетворит и значение "5,6"). Соответственно, для соблюдения установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок требований, в том числе требований, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды, заказчик должен определить свою действительную (а не предполагаемую/выборочную) потребность в значениях показателей товара.
Так, исходя из того, что потребностям заказчика по показателю "мощность, кВт"/"потребляемая мощность, кВт" удовлетворит как значение "5,6", так и "7", то с большей долей вероятности его потребность заключается в поставке товара, показателю "мощность, кВт"/"потребляемая мощность, кВт" которого соответствует диапазон значений, одновременно включающий в себя и значение "5,6", и значение "7".
Аналогичная ситуация складывается и с подпоказателем "глубина, мм" показателя "Внешние размеры машины"/"Габариты машины с закрытой дверью": учитывая, что потребностям заказчика по данному показателю удовлетворит как значение "630", так и "640", заказчику и уполномоченному органу при описании объекта закупки следовало установить значение данного показателя в виде числового диапазона, включающего в себя как значение "630", так и "640" (поскольку исключение из требований к закупаемому товару промежуточных значений не имеет под собой разумного обоснования).
Что касается показателя, указывающего на расположение панели управления и дисплея машины, то данный показатель, исходя из его наименования/содержания, также не позволяет установить действительную потребность заказчика относительно расположения указанных элементов устройства машины: потребностям заказчика удовлетворит как машина с расположением панели управления и дисплея на корпусе (техническое задание N 1), так и на дверце (техническое задание N 2). Из изложенного следует, что указанный показатель не является значимым для заказчика, ввиду чего включение данного показателя в описание объекта закупки не только нецелесообразно, но и влечет за собой необоснованное ограничение числа потенциальных участников закупки.
Итак, описание объекта закупки, изложенное вышеуказанным способом, не позволяет определить действительную потребность заказчика в характеристиках закупаемого товара (описание объекта закупки, вопреки требованиям части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, содержит показатели, не позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком и уполномоченным органом требованиям), а также исключает возможность участия в закупке потенциальных участников, готовых предложить к поставке товар, фактически по своим характеристикам удовлетворяющий потребностям заказчика, однако не соответствующий по этим же характеристикам формальным требованиям технического задания.
Таким образом, действия заказчика и уполномоченного органа по формированию описания объекта закупки изложенным выше по тексту настоящего решения способом являют собой нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Указанные выше нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенные заказчиком и уполномоченным органом при проведении рассматриваемой закупки, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Паритет" (ИНН 7603002667; ОГРН 1027600789435), на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная детская клиническая больница" (ИНН 7602063829, ОГРН 1077602005128), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинского изделия (машина моющая/дезинфицирующая для хирургических инструментов/оборудования), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (извещение N 0171200001922001735) обоснованной.
2. Признать заказчика, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная детская клиническая больница" (ИНН 7602063829, ОГРН 1077602005128), и уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), нарушившими часть 2 статьи 8, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области "Областная детская клиническая больница" (ИНН 7602063829, ОГРН 1077602005128), и уполномоченному органу, департаменту государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГНР 1067604003411), нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 июня 2022 г. N 076/06/106-538/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2022