Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 10-30 осуществлено проведение внеплановой проверки, при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" - *
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - *
- в отсутствие представителей заявителя в лице Авиационный альянс "Аэрохимфлот", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления,
проведя внеплановую проверку действий (бездействия) заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по аренде воздушных судов с экипажем с целью выполнения лесоавиационных работ (извещение N 0162200011821001171), на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила информация от Авиационного альянса "Аэрохимфлот" (вх. 01-562-м от 07.06.2022 г.) о действиях (бездействии) заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по аренде воздушных судов с экипажем с целью выполнения лесоавиационных работ (извещение N 0162200011821001171), нарушающих положения Закона о контрактной системе.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
03.08.2021 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011821001171 на оказание услуг по аренде воздушных судов с экипажем с целью выполнения лесоавиационных работ.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 069 739,46 рублей.
Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Пунктом 12.1 раздела "Часть 1. Общая часть" извещения электронного аукциона установлены требования к участникам закупки, и именно:
- наличие сертификата эксплуатанта (для гражданской авиации) или разрешение (для государственной авиации) на право выполнения авиационных работ с разрешенным видом авиационных работ - лесоавиационные работы.
Частью 1 статьи 22 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что к государственной авиации относится авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в данном пункте задач - военных и специальных. Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.
Частью 2 статьи 22 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 N 973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" предусмотрено, что ДОСААФ России выполняет, в том числе такие государственные задачи, как выполнение разного рода авиационных работ; участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; содержание объектов инфраструктуры ДОСААФ России в целях выполнения задач в период мобилизации и в военное время.
Авиацию, используемую организацией, входящей в структуру ДОСААФ России, для выполнения авиационных работ в порядке участия в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, следует относить к государственной авиации, за исключением тех случаев, когда ее суда непосредственно зарегистрированы в реестре воздушных судов гражданской авиации.
Частью 3 статьи 61 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Частью 4 статьи 61 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.
Таким образом, Воздушный кодекс РФ освобождает организации государственной авиации от необходимости получения сертификата эксплуатанта или эквивалентного такому сертификату документа.
Необходимо отметить, что сертификат эксплуатанта на авиационные работы и разрешение на выполнение авиационных работ выполняют одну функцию - допуск субъекта к выполнению определенных видов авиационных работ.
Статьёй 57 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что авиационные работы по охране и защите лесов включают в себя: авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно; осуществление авиационного лесопатологического мониторинга и проведение иных работ по защите лесов от вредных организмов.
Пунктом 334 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации (утв. приказом Министра обороны РФ от 24.09.2004 N 275), предусмотрено, что к специальным авиационным работам относятся: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической, пожарной разведки и мониторинга местности; обработка заданных объектов химическими и биологическими препаратами; авиационно-монтажные и демонтажные работы; ликвидация ледовых заторов в естественных и искусственных водоемах.
На основании пункта 2 статьи 22 Воздушного кодекса РФ использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.07.1999 N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях".
Действующее воздушное законодательство, а равно Постановление Правительства РФ от 30.07.1999 N 862 не содержат правовых запретов на применение государственной авиации для проведения авиационных работ.
Государственной авиации разрешены отдельные виды коммерческой деятельности на нерегулярной основе. Использование государственной авиации в разрешенных видах коммерческой деятельности и смежных видах некоммерческой деятельности не требует получения сертификата (свидетельства) эксплуатанта.
Учитывая вышеизложенное, отсутствие сертификата эксплуатанта не препятствует выполнению авиационных работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки, поскольку в силу части 4 статьи 61 Воздушного кодекса РФ использование юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации, не влечет за собой обязанность получения юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа. При таких обстоятельствах, участник относящийся к государственной авиации имеет право наравне с иными участниками закупки принимать участие в данной закупке.
Таким образом, Комиссией в действиях заказчика при формировании извещения электронного аукциона, а именно в части установления требования к участникам закупки о наличии "сертификата эксплуатанта (для гражданской авиации) или разрешение (для государственной авиации) на право выполнения авиационных работ с разрешенным видом авиационных работ - лесоавиационные работы", нарушений Закона о контрактной сисьтеме не выявлено.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.08.2021 N0162200011821001171-3 победителем электронного аукциона признана Автономная некоммерческая организация "Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб "Оберон-клуб" общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" с предложением по цене контракта 4 049 390,76 руб.
Изучив содержание заявки победителя закупки, Комиссией установлено, что в составе заявки представлено разрешение на выполнение авиационных работ РНК N 000009 от 20.12.2020 г.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Исходя из того, что участником закупки в составе заявки были представлены документы, установленные заказчиком в извещении электронного аукциона, Комиссия приходит к выводу о правомерности допуска Автономной некоммерческой организации "Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб "Оберон-клуб" общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" до участия в закупке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
2. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
|
*
* *
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 июня 2022 г. N 066/06/99-1992/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2022