резолютивная часть решения объявлена 20.06.2022 г.
Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по организации и осуществления контрольного мероприятия (далее - Инспекция) в составе - ведущего заседание Инспекции,
на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила), проведя внеплановую проверку на предмет соответствия действий муниципального казенного учреждения "Средняя общеобразовательная школа" с.п. Черная речка Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - заказчик) при заключении контракта на выполнение работ по капитальному ремонту общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа" с.п. Черная речка Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики ИКЗ N223070701157507070100100060014339243) (далее - контракт),
Установила:
Кабардино-Балкарским УФАС России (далее - Управление) в рамках осуществления полномочий возложенных на Управление, получена информация свидетельствующая о признаках допущенных заказчиком нарушений при заключении контракта.
Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N46-ФЗ) установлено, что в период до 31 декабря 2022 года включительно решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
В целях реализации части 2 статьи Закона N46-ФЗ, Правительством Кабардино-Балкарской Республики принято постановление от 21 марта 2022 г. N 66-ПП "Об установлении дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и порядка их осуществления", (далее - Постановление N66).
Согласно пункта 1 Постановления N66 по 31 декабря 2022 г. включительно в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг (далее - закупка) для обеспечения государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в следующих случаях (если применение конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), требующих затрат времени, нецелесообразно в связи с экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций):
а) осуществление закупки для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных нужд в целях реализации мероприятия, предусмотренного федеральной адресной инвестиционной программой, государственной программой Российской Федерации, национальным (региональным) проектом;
б) осуществление закупки за счет средств бюджетных кредитов из федерального бюджета республиканскому бюджету Кабардино-Балкарской Республики на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
в) осуществление закупки в целях строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта объектов капитального строительства, линейных объектов;
г) закупка компьютерного, коммутационного, серверного, коммуникационного, электрического оборудования, оргтехники, оборудования аудио-, видео-конференц-связи, в том числе запасных частей, расходных материалов и комплектующих к указанному оборудованию, генераторов переменного тока, программных продуктов, в том числе лицензий (продление срока действия лицензий), услуг по разработке новых, доработке имеющихся программных продуктов и информационных систем, по сертификации и аттестации программных продуктов, информационных систем и оборудования, а также товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий;
д) закупка товаров, работ, услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств, в том числе шин, запасных частей и принадлежностей, комплектующих, расходных материалов.
Пунктом 2 Постановления N66 установлено что, при осуществлении заказчиком закупки для обеспечения государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим постановлением:
а) заказчиком издается акт, в котором указываются:
-решение заказчика о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим постановлением;
-подпункт пункта 1 настоящего постановления, на основании которого заключается контракт;
-причинно-следственная связь между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций;
-обстоятельства, подтверждающие ограниченность сроков для осуществления закупки и в этой связи целесообразность ее осуществления у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
-предмет контракта;
-предельный срок, на который заключается контракт;
-обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично;
-требование об обеспечении исполнения контракта, установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ;
-представление единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов о приемке товаров, работ, услуг с использованием имеющейся у поставщика системы электронного документооборота доверенных операторов юридически значимого электронного документооборота Федеральной налоговой службы или подсистемы исполнения контрактов Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики;
б) обоснование цены контракта является неотъемлемой частью контракта;
в) исполнение контракта, включение информации и документов о таком контракте в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 Федерального закона N 44-ФЗ, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ для контракта, заключенного по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ;
г) не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем заключения контракта, заказчик направляет уведомление о заключении такого контракта при осуществлении закупки для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики в Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, а при осуществлении закупки для муниципальных нужд - в Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики и орган местного самоуправления соответствующего муниципального района, городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. К такому уведомлению прилагаются заверенные копии решения заказчика о закупке, указанного в подпункте "а" настоящего пункта, и заключенного в соответствии с настоящим постановлением контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) указанный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Таким образом, действие Закона о защите конкуренции распространяется на все действия органов государственной власти, влияющие на отношения, которые связаны с защитой конкуренции вне зависимости от того, на основании какого федерального закона они осуществляют такие действия (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.09.2017 по делу N А83-5831/2016).
В связи с изложенным, при принятии актов необходимо учитывать требования статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, решения о принятии актов об осуществлении закупки для нужд субъекта Российской Федерации у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должны приниматься с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
Вместе с тем при наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
Инспекцией установлено следующее.
08.04.2022 г. Заказчиком заключен контракт N 3070701157522000003 с индивидуальным предпринимателем Канукоевым Юрой Шумавичем (ИНН: 070820316341) на "Капитальный ремонт школы МКОУ СОШ с.п.Черная Речка" ценой 45 012 125,37 руб.
Исследовав материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
Закупка была включена в план-график закупок 14.02.2022 г. с объемом финансирования 45 811 997,37 руб.
Значительного удорожания стоимости выполнения работ "Капитальный ремонт школы МКОУ СОШ с.п.Черная Речка" с момента включения закупки в план график, не установлено.
При этом, Инспекцией установлено, что ранее Заказчиком проводилась закупка N 0104300002522000003 "Капитальный ремонт здания МКОУ СОШ с.п.Черная Речка" с начальной максимальной ценой контракта 45 012 125,37 руб., которая была отменена заказчиком за семьдней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, а именно 04.04.2022 г., тогда как прием заявок осуществлялся до 11.04.2022 г.
Более того, Законом N46, статья 112 Закона о контрактной системе дополнена частью 65.1, предусматривающей возможность изменения существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такое изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 Закона о контрактной системе на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
На основании части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе при наличии предусмотренного данной нормой решения могут быть изменены любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Обстоятельства непреодолимой силы являются одним из таких обстоятельств.
Часть 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе образует специальное основание для изменения существенных условий контракта и не содержит ограничений пределов изменений, вносимых в условия контракта, в связи с чем размер увеличения может превышать соответствующие размеры, предусмотренные иными положениями Закона о контрактной системе, в частности в отношении цены контракта и срока исполнения контракта.
Следовательно, Заказчик имел возможность изменить существенные условия контракта путем увеличения цены контракта заключенного по итогам конкурса или аукциона, при необходимости.
В соответствии с ч. 1 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчик самостоятельно принимает решение о заключении контракта на основании части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и Постановления N66, на закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств, при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие экономической ситуации, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также срочностью осуществления закупки.
Согласно акта N1 обоснование закупки у единственного поставщика в соответствии с Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики N66-ПП от 21 марта 2022 г., и, обоснованием целесообразности осуществления данной закупки неконкурентным способом указано "Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от результатов закупочных процедур, требующих затрат времени и нецелесообразно в связи с экономической ситуацией, характеризующееся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Как следствие санкционных мероприятий на внутреннем рынке РФ наблюдается резкое удорожание товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения государственных и муниципальных нужд. На основании анализа цен на строительные материалы из различных источников, наблюдается подорожание на строительные материалы на 10-50%, что негативно влияет на сроки выполнения работ по контрактам и удорожанию самих работ, вследствие чего возникает риск срыва реализации в 2022 году мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике.
Согласно условиям заключенного контракта от 08.04.2022 г., подрядчик обязуется выполнить работы в срок до 01 августа 2022 года.
Таким образом, учитывая, что срок приема заявок по объявленному конкурсу N 0104300002522000003 был до 11.04.2022 г., а также с учетом того, что Заказчиком на основании выданного Управлением предписания были устранены допущенные нарушения, Заказчику было целесообразно завершить объявленный конкурс и отобрать победителя конкурентным способом.
Инспекцией установлено, что заказчиком доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между заключением контракта и экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций не представлено, а также не представлено подтверждение срочности заключения указанного контракта.
Таким образом, по мнению Инспекции у заказчика отсутствовали правовые основания для заключения контракта от 08.04.2022 г.
Также Инспекция отмечает следующее.
Согласно условиям объявленного и отмененного конкурса N0104300002522000003, к участникам закупки были предъявлены требования в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе ( Наличие членства с СРО), а также дополнительные требования в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571, при этом из представленных документов не прослеживается факт соответствия указанным требованиям индивидуального предпринимателя, с которым заключен контракт.
Учитывая изложенное, заключение контракта с единственным поставщиком, в рассматриваемом случае не отвечает целям Закона о контрактной системе и Постановления N66 в силу отсутствия целесообразности, срочности и обоснованности применения такого способа определения поставщика.
При этом, Инспекция считает целесообразным направить материалы проверки в правоохранительные органы, для соответствующей квалификации действий Заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576, Инспекция,
Решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.2 ст. 8, ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе при проведении закупки.
2. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
3. Передать материалы дела в правоохранительные органы, для оценки действий должностных лиц Заказчика и принятия соответствующих мер реагирования.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 22 июня 2022 г. N 007/06/99-423/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2022