Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Кучеевой А.С. - старшего государственного инспектора, Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителей заказчика ГБУ "Фонд пространственных данных Республики Татарстан" - Супрунчука Д.С. (доверенность от 15.06.2022 г. N15/2022), Грязновой В.Н. (доверенность от 18.05.2022 г. N12/2022), Яковлевой Т.Н. (доверенность от 14.06.2022 г. N14/2022), в присутствии представителей заявителя ООО "Корпус" - Русаковой С.В. (доверенность от 15.10.2021 г. Nб/н), Буя А.М. (доверенность от 15.10.2021 г. Nб/н), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобы заявителя ООО "Корпус" (вх. N7690/ж, 7691/ж, 7692/ж от 08.06.2022 г.) на действия заказчика ГБУ "Фонд пространственных данных Республики Татарстан" при проведении закупок N0311500001422000005 на предмет: "Выполнение работ по разработке генеральных планов и правил землепользования и застройки городских и сельских поселений в Высокогорском, Дрожжановском, Елабужском, Заинском, Кайбицком, Камско-Устьинском муниципальных районах Республики Татарстан", N0311500001422000006 на предмет: "Выполнение работ по разработке генеральных планов и правил землепользования и застройки городских и сельских поселений в Лениногорском, Мамадышском, Менделеевском, Мензелинском, Муслюмовском, Нижнекамском, Новошешминском, Рыбно-Слободском, Сармановском, Тетюшском, Тукаевском, Тюлячинском муниципальных районах Республики Татарстан", N0311500001422000007 на предмет: "Выполнение работ по разработке генеральных планов и правил землепользования и застройки городских и сельских поселений в Агрызском, Аксубаевском, Алькеевском, Альметьевском, Апастовском, Бавлинском, Балтасинском, Бугульминском, Верхнеуслонском муниципальных районах Республики Татарстан",
УСТАНОВИЛА:
1. Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0311500001422000005 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 06.05.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 944 788,96 руб.
2. Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0311500001422000006 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 06.05.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 17 003 054,46 руб.
3. Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0311500001422000007 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 06.05.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 982 493,84 руб.
Суть жалоб, по мнению заявителя, закупки проведены с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобах не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупкам, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения конкурса приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участи ев закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 29 Положения установлено, что показатель, предусмотренный подпунктом "г" пункта 24 настоящего Положения, может применяться исключительно при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) которых в соответствии с законодательством Российской Федерации могут являться только юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. В случае применения такого показателя оценки:
а) осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
б) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;
связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.
В соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок:
1. Цена контракта 60
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: 40
- наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
- наличие у участников закупки деловой репутации:
К оценке принимается документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации - сертификат соответствия, выданный органом по сертификации или органом инспекции, аккредитованным в национальной системе аккредитации, выданный по требованиям ГОСТ Р 66.1.02-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой Репутации Лиц, осуществляющих инженерные изыскания".
Связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации - ОКВЭД 71.12 "Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях", и (или) ОКВЭД 71.11 "Деятельность в области архитектуры".
Согласно доводам заявителя, установленный в Документации сертификат соответствия деловой репутации, не соответствует предмету закупки. Установление только одного ГОСТ Р 66.1.02-2015 в качестве показателя оценки создает исключительные условия для конкретной организации и является прямым ограничением конкуренции. В целях исключения условий ограничения конкуренции необходимо заменить ГОСТ Р 66.1.02-2015 на ГОСТ Р 66.1.01-2015 либо дополнить и указать через запятую ГОСТ Р 66.1.01-2015.
Согласно пояснениям заказчика, заказчик самостоятельно выбирает наиболее соответствующий предмету контракта ГОСТ Р, так как в Постановлении N2604 отсутствует указание на распределение стандартов по видам деятельности.
Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Установление критериев оценки заявок на участие может повлиять исключительно на оценку заявки участника в случае установления соответствующего показателя.
Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, позволяющие полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленные нестоимостные критерии в конкурсной документации не выходят за рамки требований действующего законодательства о контрактной системе.
Возможность неполучения баллов по показателю "деловая репутация" не может быть расценена как ограничение доступа к участию в конкурсе. Сама по себе возможность проиграть в конкурсе не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности. Конкурсный отбор не оказывает влияния на конкуренцию, так как каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в конкурсе. Все участники конкурса изначально равны между собой. Круг участников и их характеристики по критериям оценки заранее неизвестны. Самостоятельные действия каждого из участников конкурса будут влиять на результаты конкурса и победителем будет определен лучший из участников. Таким образом, спорный критерий оценки не препятствует участию в конкурсе и не означает невозможности стать победителем, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен на выбор победителем конкурса того, кто предоставил наилучшие условия выполнения работ
При этом Заказчик самостоятельно выбирает наиболее соответствующий предмету контракта ГОСТ Р, так как в Постановлении N2604 отсутствует указание на распределение стандартов по видам деятельности.
Согласно п. 1 ГОСТ Р 66.1.02-2015 "Настоящий стандарт входит в национальную систему стандартов "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности" в соответствии с ОК 029, относящихся к классу 71 раздела М "Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа".
Также согласно п. 1 ГОСТ Р 66.1.01-2015 "Стандарт входит в национальную систему стандартов "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности" в соответствии с классификатором видов экономической деятельности, относящихся к классу 71 раздела М "Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа".
Таким образом, класс 71 раздела М классификатора ОКВЭД включает в себя коды 71.11 и 71.12 в обоих стандартах.
В соответствии с извещением о проведении закупки предметом контракта являются услуги по территориальному планированию и планировке территории городских поселений, округов (код ОКПД2 - 71.11.31.000). Заказчиком также установлено требование в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе о наличии у участника закупки лицензии на выполнение геодезической и картографической деятельности. Таким образом, все лица, участвующие в закупке, должны, как минимум, осуществлять геодезическую и картографическую деятельность.
В соответствии со ст. 47 ГрК РФ, перечень видов инженерных изысканий утвержден постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства".
Согласно п. 1 Перечня, одним из основных видов инженерных изысканий являются инженерно-геодезические изыскания.
Следовательно, заказчиком при установлении обжалуемого критерия оценки было учтено, что наиболее оптимальным с точки зрения наличия у всех потенциальных участников закупки сертификатом, будет являться сертификат по инженерным изысканиям, так как лицензия участников закупки предполагает выполнение геодезических работ.
Кроме того, согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ инженерные изыскания - это изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
Согласно техническому заданию на выполнение работ по разработке генеральных планов и правил землепользования и застройки городских и сельских поселений целями разработки проектов ПЗЗ поселений являются:
- осуществление градостроительной деятельности на территории муниципального образования
- создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
- создания условий для планировки территорий муниципальных образований
- обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
- создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
- обеспечение комплексного и устойчивого развития неэффективно используемых территорий;
- обеспечение размещения предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального, регионального и местного значения;
Задачами разработки проекта ПЗЗ предусматривают:
- градостроительное зонирование (установление территориальных зон);
- установление территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности;
- определение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
- определение предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- определение ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Татарстан и местных нормативных документов;
- обеспечение размещения объектов федерального, регионального и местного значения;
- обеспечение публичности и открытости градостроительных решений;
- нормативное правовое и организационное обеспечение подготовки и утверждения ПЗЗ муниципального образования;
- подготовка сведений о границах территориальных зон ПЗЗ для внесения в ЕГРН;
Таким образом, в рамках исполнения контракта, в том числе, предусмотрены работы, связанные с изучением земельных участков в целях использования этих территорий, что также соответствует установленному заказчиком критерию оценки.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
В соответствии со статьями 69 и 72 Бюджетного кодекса закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно статье 34 Бюджетного кодекса должно отвечать принципу эффективности - необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
С учетом названных положений бюджетного законодательства к числу основных принципов контрактной системы согласно статье 6, части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и 7 принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки.
Заявителем не представлено достаточных доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что выбор заказчиком конкретного ГОСТа, которому должен соответствовать сертификат соответствия в рассматриваемом случае обусловлен намерением создать преимущество конкретным участникам закупки, либо носит явно произвольный характер, не будучи направленным на обеспечение эффективности закупки.
На участие в закупках было подано по пять заявок соответственно, участники согласились с условиями и критериями оценки заявок, которые были установлены заказчиком в конкурсной документации.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобы заявителя ООО "Корпус" (вх. N7690/ж, 7691/ж, 7692/ж от 08.06.2022 г.) на действия заказчика ГБУ "Фонд пространственных данных Республики Татарстан" при проведении закупок N0311500001422000005 на предмет: "Выполнение работ по разработке генеральных планов и правил землепользования и застройки городских и сельских поселений в Высокогорском, Дрожжановском, Елабужском, Заинском, Кайбицком, Камско-Устьинском муниципальных районах Республики Татарстан", N0311500001422000006 на предмет: "Выполнение работ по разработке генеральных планов и правил землепользования и застройки городских и сельских поселений в Лениногорском, Мамадышском, Менделеевском, Мензелинском, Муслюмовском, Нижнекамском, Новошешминском, Рыбно-Слободском, Сармановском, Тетюшском, Тукаевском, Тюлячинском муниципальных районах Республики Татарстан", N0311500001422000007 на предмет: "Выполнение работ по разработке генеральных планов и правил землепользования и застройки городских и сельских поселений в Агрызском, Аксубаевском, Алькеевском, Альметьевском, Апастовском, Бавлинском, Балтасинском, Бугульминском, Верхнеуслонском муниципальных районах Республики Татарстан" необоснованными.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии |
А.С. Кучеева |
|
Л.А. Акперова |
Исп. Кучеева Алина Сергеевна, тел. 8 (843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 16 июня 2022 г. N 016/06/32-926/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2022