Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
|
Хусаинова И.И. - специалиста первого разряда,
|
в присутствии представителя Заказчика - Нургалиева Р,Р. (председатель, распорядение), в присутствии представителя заявителя ООО ООО "ИнтерЭкспо-трейдинг" - Гатауллиной А.Ш. (доверенность N4 от 14.06.2022 г.), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя (вх. N7771/ж от 10.06.2022 г.) на действие заказчика при проведении закупки N 0311300226422000017 на предмет: Право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: Строительство наружных сетей и сооружений постоянного назначения для бытовых сточных вод с. Песчаные Ковали -п. Габишево, Лаишевского района, Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении закупки N0311300226422000017 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 18.05.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 705 756,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о неправомерном отклонении заявки.
Согласно п.1. части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 47 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ) Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Исходя из части 2 статьи 47 ГрК РФ Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 48 ГрК РФ Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 48 ГрК РФ Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из части 2 статьи 55.16 ГрК РФ Саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 55.8 ГрК РФ Член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Частью 3 ст. 421 Гражданского Кодекса РФ установлено, что стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В соответствии с Протокол подведения итогов электронного конкурса N0311300226422000017 от 07.06.2022 NИЭА1 заявка заявителя (N23571) была отклонена по следующему основанию:
"В представленной выписке из реестра членов саморегулируемой организации от 15.05.2022 N 0000000000000000000002651 отсутствуют сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которыми указанным членом должен быть внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, что не соответствует требованиям к участникам закупок в соответствии с ч.1 ст.31 44-Фз и ч.2 ст. 55.16 ГрК РФ.
Согласно доводам жалобы заявителя, а также пояснениям, предоставленным в ходе заседания Комиссии следует, что заказчик заявку участника отклонил неправомерно, ввиду того, что для участия в настоящей закупки участник может состоять лишь в одном СРО, предусмотренном частью 4 статьи 48 ГрК РФ (в области архитектурно-строительного проектирования). При этом, факт отсутствия взносов в компенсационный фонд в СРО в области выполнения инженерных изысканий, что и явилось причиной отклонения заявки, не оспаривается.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив, что требование СРО в области проектирования и инженерных изысканий не является нарушением норм действующего законодательства, а требование о наличии компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств следует из базового требования наличия СРО в области проектирования и инженерных изысканий.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив доводы жалобы заявителя, пояснения заказчика, положения извещения приходит к следующим выводам.
Так, согласно положениям извещения к настоящей закупки следует, что предметом закупки является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: Строительство наружных сетей и сооружений постоянного назначения для бытовых сточных вод с. Песчаные Ковали -п. Габишево, Лаишевского района, Республики Татарстан.
Извещением, а именно "Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном конкурсе" установлено, что вторая часть заявки участника должна содержать:
документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ, а именно:
Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки (участником представляются: Выписка из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО), основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации выданная по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", в соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ и в которой должны содержаться сведения: - о наличии у члена СРО права выполнять инженерные изыскания по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, в соответствии с которым указан взнос в компенсационный фонд возмещения вреда. - о наличии у члена СРО права выполнять инженерные изыскания, по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, заключаемому с использованием конкурентных способов, заключения договоров Выписка из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО), основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, выданная по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", в соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ и в которой должны содержаться сведения: - о наличии у члена СРО права осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации в соответствии с которым указан взнос в компенсационный фонд возмещения вреда. - о наличии у члена СРО права осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации заключаемому с использованием конкурентных способов, заключения договоров - о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частью 10, 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с положениями извещения, а именно "технического задания", норм действующего законодательства, при выполнении работ, являющихся предметом обжалуемой закупки, должны быть проведены Инженерно - геодезические, инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания, которые должны быть выполнены проектной организацией в объемах, необходимых для принятия проектных решений при разработке проектной документации на строительство.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ходе выполнения работ исполнитель должен будет:
1) выполнить необходимые инженерные изыскания - сумма по смете 1440949,00 рублей;
2) разработать проектно-сметную документацию по объекту - сумма по смете 636114,00 рублей.
Таким образом, в случае выполнения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом работ по подготовке проектной документации (включая выполнение инженерных изысканий) по единому договору подряда на указанные работы такое лицо должно являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования соответственно.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А45-15952/2022 от 21 апреля 2022 года.
Кроме того, Комиссия отмечает, что участник закупки, подавая заявку на участие, согласился с условиями извещения.
Также, Комиссия обращает внимание на то, что доводы жалобы заявителя направлены на обжалование положений документации, что не соответствует нормам статьи 105 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе Подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей: жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Согласно положениям извещения, дата окончания подачи заявок - 03.06.2022 года. Жалоба была подана - 09.06.2022 года.
Таким образом, жалоба в части доводов, направленных на обжалование документации оставляется без рассмотрения.
На основании изложенного, Комиссия решила признать жалобу заявителя необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу заявителя ООО "ИнтерЭкспо-трейдинг" (вх. N7771/ж от 10.06.2022 г.) на действие заказчика при проведении закупки N 0311300226422000017 на предмет: Право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: Строительство наружных сетей и сооружений постоянного назначения для бытовых сточных вод с. Песчаные Ковали -п. Габишево, Лаишевского района, Республики Татарстан, необоснованной.
2) Оставить жалобу заявителя ООО "ИнтерЭкспо-трейдинг" (вх. N7771/ж от 10.06.2022 г.) на действие заказчика при проведении закупки N 0311300226422000017 на предмет: Право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: Строительство наружных сетей и сооружений постоянного назначения для бытовых сточных вод с. Песчаные Ковали -п. Габишево, Лаишевского района, Республики Татарстан, в части обжалования положений документации, без рассмотрения.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Яфизов
Члены Комиссии М.А. Тимофеев
И.И. Хусаинов
Исп.: Тимофеев М.А.
Тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 16 июня 2022 г. N 016/06/49-930/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2022