Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Председатель Комиссии:
Яфизов А.А. - заместитель руководителя,
Члены Комиссии:
Тимофеев М.А. - ведущий специалист-эксперт
Хусаинов И.И. - специалист первого разряда,
в отсутствии представителя заказчика, в отсутствие заявителя ИП Кремешковой А.А. о месте и времени рассмотрения жалобы, извещенных надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ИП Кремешковой А.А. (вх. N8123/ж от 20.06.2022 г.) на действие заказчика при проведении закупки N 0111300002722000021 на предмет: Устройство уличного освещения по ул.Ленина в г.Кукмор Кукморского муниципального района РТ,
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N 0111300002722000021 на предмет: Устройство уличного освещения по ул. Ленина в г. Кукмор Кукморского муниципального района РТ, размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 10.06.2022 г.
Начальная цена контракта - 6 873 332,40 рублей.
Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, были представлены письменные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения положений извещения приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о неправомерном применении позиции 9 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N2571, учитывая, что рассматриваемый объект закупки исходя из содержания извещения подпадает под линейный объект.
В силу части 2 статьи 31 Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закона о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупок согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Согласно пункту 1 Постановления N2571 следует, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В соответствии с положением извещения, Заказчиком установлено, что участник закупки должен соответствовать положениям Постановления N2571 в части наличия опыта выполнения работ, установленного в пункте 9 указанного Постановления, а именно:
Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с доводами жалобы заявителя, заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии дополнительного опыта выполнения работ в соответствии с пунктом 9 Приложения к Постановления N2571, в то время как в соответствии с предметом закупки, сметным расчетом, заказчиком должно было быть требования к участникам закупки о наличии у них опыта выполнения работ в соответствии с пунктом 8 Приложения к Постановления N2571, в части наличия опыта выполнения работ по строительству, реконструкции линейного объекта.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения.
Так, согласно позиции заявителя, предусмотренные настоящей закупкой работы, относятся к работам по благоустройству территории, в связи с чем, по мнению заказчика, требования в соответствии с пунктом 9 Приложения к Постановлению N2571 установлено правомерно и не нарушает действующего законодательства.
Комиссия Татарстанского УФАС России изучив доводы жалобы заявителя, позиции заказчика, положения извещения приходит к следующим выводам.
Согласно п. 36 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная: - на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан; - на поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории; - на содержание территории населенных пунктов и расположенных на ней объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Объектами благоустройства являются территории различного функционального назначения, на которых проводятся мероприятия по инженерной подготовке к озеленению, по устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленные на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка (п. 3.12, 3.2 СП 82.13330.2016).
Таким образом, в рамках благоустройства территории могут проводиться следующие работы:
- уборка территории от грязи, мусора, снега, льда, их вывоз и утилизация;
- озеленение (разбивка газонов, цветников, клумб, посадка саженцев);
- ремонт тротуаров (асфальтирование, укладка тротуарной плитки);
- возведение различных видов ограждений, установка беседок, скамеек, фонтанов, различных архитектурных форм, фонарей уличного освещения;
- содержание элементов внешнего благоустройства зданий и сооружений, объектов инженерной инфраструктуры;
- обустройство игровых, детских, спортивных, танцевальных площадок;
- ремонт памятников, обелисков;
- осуществление освещения территории.
В соответствии со сметным расчетом к настоящей закупке, техническим заданием, следует, что исполнитель должен выполнить следующие работы:
Так, в соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту "в" части 2 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
При этом в законодательстве отсутствует нормативное понятие о том, что является линией электропередач.
Вместе с тем, в Комментариях к Федеральному закону от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" указано, что Линия электропередачи (ЛЭП) - это сооружение из проводов (кабелей) и вспомогательных устройств, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии. Различают воздушные (проводные) и подземные или подводные (кабельные).
Комиссия отмечает, что согласно положениям Извещения предметом настоящей закупки является - Устройство уличного освещения по ул. Ленина в г. Кукмор.
Таким образом, учитывая специфику работ, а именно тот факт, что предметом настоящей закупки является непосредственно выполнение работ, направленных на освещение улицы Ленина в г. Кукмор, и тот факт, что в соответствии с положениями технического задания, сметного расчета, не будут воздвигаться линии электропередачи, заказчиком правомерно установлено требование к участникам закупки, о наличии опыта выполнения работ в соответствии с пунктом 9 Приложения к Постановлению N2571.
Таким образом, Комиссия решила признать жалобу необоснованной.
Кроме того, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссией была осуществлена внеплановая проверка по рассматриваемой закупке. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:
1) банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;
2) государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ";
3) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - региональные гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);
4) Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 12.1 проекта контракта заказчиком установлено, что Обеспечение исполнения настоящего Контракта по выбору Подрядчика предоставляется в форме независимой гарантии, выданной банком или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
Таким образом, заказчиком в нарушении требований части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе, ограничены субъекты у которых потенциальные участники закупки могут получить независимую гарантию для ее предоставления в качестве обеспечения исполнения контракта.
Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения победителя, предписание не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу заявителя ИП Кремешковой А.А. (вх. N8123/ж от 20.06.2022 г.) на действие заказчика при проведении закупки N 0111300002722000021 на предмет: Устройство уличного освещения по ул. Ленина в г. Кукмор Кукморского муниципального района РТ необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ГОРОДА КУКМОР КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА нарушение требований части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии: |
М.А. Тимофеев
И.И. Хусаинов |
Исп.: Тимофеев М.А.
8(843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 20 июня 2022 г. N 016/06/31-958/2022 (ключевые темы: участники закупок - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - линейный объект - благоустройство территории)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2022