Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в следующем составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Члены Комиссии:
|
- В.В. Шлыкова
- И.В. Голубева
|
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
|
- О.В. Долюк |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России, |
при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителя заказчика: Голиковой В.В. (доверенность от 20.06.2022);
представителя заявителя: Морозовой А.Н. (доверенность от 16.06.2022);
в отсутствие представителя уполномоченного органа, уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения жалобы, о дистанционном режиме рассмотрения такой жалобы; от уполномоченного органа поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя,
рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Регламент), приказом Смоленского УФАС России от 01.03.2022 N 13, в дистанционном режиме жалобу ООО "ВКО Медпром" (далее - Общество) и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Смоленское УФАС России 14.06.2022 поступила жалоба ООО "ВКО Медпром", согласно которой заказчиком при проведении запроса котировок в электронной форме: "Медицинские изделия (система компьютерной томографии с принадлежностями)" (извещение N 0163200000322003429) были допущены нарушения Закона, в частности:
1) заказчиком неверно определен код КТРУ;
2) заказчиком в описание объекта закупки включены дополнительные характеристики, отсутствующие в позиции КТРУ.
Государственным заказчиком по данному запросу котировок в электронной форме является Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Руднянская центральная районная больница" (далее - Заказчик), уполномоченным органом - Главное управление Смоленской области по регулированию контрактной системы.
Заказчик представил письменные возражения по существу жалобы, с доводами жалобы не согласился.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон, Комиссия установила следующее.
06.06.2022 уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено Извещение N 0163200000322003429 о проведении запроса котировок в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта - 41 337 000,00 руб. (далее - НМЦК).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.06.2022 NИЗК1 на участие в запросе котировок в электронной форме была подана 1 (одна) заявка участника закупки; данная заявка участника закупки была признана соответствующей требованиям Извещения и участник закупки (ООО "МЕДФОРД") получил право заключить государственный контракт.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с Правилами.
В соответствии с пунктом 3 Правил формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 4 Правил формирование и ведение каталога обеспечивает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - уполномоченный орган), в том числе в результате взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими формирование и (или) ведение информационных систем, а также осуществляющими государственную регистрацию товаров в установленной сфере деятельности, посредством:
а) формирования информации, включаемой в каталог в соответствии с Правилами;
б) поддержания каталога в актуальном состоянии;
в) информационного сопровождения пользователей каталога.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик в случаях, предусмотренных Законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 14 Закона федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 данной статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Меры стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции" утверждены постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (далее - Постановление N 878).
Согласно части 4 статьи 14 Закона федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 данной статьи.
Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N 126н).
Объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинского изделия (система компьютерной томографии с принадлежностями) (код позиции КТРУ: 26.60.11.111-00000001 "Система рентгеновской томографии линейная"). Описание объекта закупки содержится в приложении к Извещению (Техническое задание) (далее также ТЗ).
В соответствии с Извещением Заказчиком были установлены условия и ограничения допуска продукции в соответствии с требованиями Постановления N 878 и Приказом N 126н.
Согласно сведениям, размещенным в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на сайте единой информационной системы код КТРУ 26.60.11.111-00000001 "Система рентгеновской томографии линейная" мог быть применен Заказчиком при осуществлении закупки оборудования по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 26.60.11.111 "Томографы компьютерные" мо следующим назначением: "Комплект изделий, используемых для создания двухмерных поперечных (томографических) изображений на рентгеновской пленке при фиксированном угле и глубине по отношению к положению тела за счет координации линейного перемещения рентгеновской трубки и синхронного и, как правило, параллельного, но противоположного по направлению, передвижения записывающей пластины или пленки во время облучения. Благодаря этому тень выбранной плоскости остается неподвижной на движущейся пленке, а тени других плоскостей относительно смещаются на пленке и либо сглаживаются, либо размываются. Данный вид медицинских изделий представляет устаревшую технологию; теперь на смену линейным системам рентгеновской томографии пришли системы компьютерной томографии (КТ)".
При этом в позиции кода КТРУ 26.60.11.111-00000001 отсутствуют функциональные характеристики товара (обязательные (рекомендуемые)), которые заказчики вправе установить при формировании описания объекта закупки, что позволяет заказчикам самостоятельно определять технические характеристики, закупаемого товара, но в рамках функционального назначения оборудования, соответствующего указанному коду КТРУ.
Комиссией Управления установлено, что в описании объекта спорной закупки Заказчиком установлены характеристики не соответствующие назначению оборудования в рамках примененного кода КТРУ, в частности:
- "Программный пакет визуализации с реконструкцией объема" (пункт 10.7 ТЗ);
- "3-х мерная реконструкция изображения" (пункт 11.2.7 ТЗ);
- "Отображение костных структур относительно 3-х мерной реконструкции" (пункт 11.2.11 ТЗ);
- "Реконструкция объемов" (пункт 12.1.6 ТЗ);
- "Выбор между 2D или 3D режимами с возможностью перемещений "вперед" и "назад" (пункт 12.3.5 ТЗ);
- "Объемный анализ размера легочного узла или патологического образования во времени" (пункт 12.4.7 ТЗ).
Из анализа ТЗ следует, что Заказчиком фактически закупается оборудование "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела", которому соответствуют иные коды КТРУ, например, код КТРУ 26.60.11.119-00000020, в котором содержится максимальный перечень характеристик оборудования, которые Заказчик мог установить при формировании описания объекта закупки.
В рассматриваемом случае, Заказчик применил неверный код КТРУ с целью установления дополнительных характеристик к закупаемому оборудованию, не предусмотренных кодом КТРУ, подлежащего к применению.
Таким образом, в действиях Заказчика Комиссией Управления выявлены нарушения требований частей 5 и 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона, в связи с чем, жалоба Общества признается обоснованной.
Допущенные нарушения привели к тому, что Общество не смогло принять участие в закупке; на участие в запросе котировок в электронной форме была подана 1 (одна) заявка участника закупки, следовательно, Заказчиком не были применены условия и ограничения допуска, предусмотренные национальным режимом, в соответствии с требованиями статьи 14 Закона.
На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВКО Медпром" на положения Извещения запроса котировок в электронной форме: "Медицинские изделия (система компьютерной томографии с принадлежностями)" (извещение N 0163200000322003429) обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Руднянская центральная районная больница" нарушения требований частей 5 и 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать котировочной комиссии, государственному заказчику - Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Руднянская центральная районная больница", уполномоченному органу - Главному управлению Смоленской области по регулированию контрактной системы, оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП" предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
|
В.В. Шлыкова |
Члены Комиссии |
|
И.В. Голубева |
|
|
О.В. Долюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 21 июня 2022 г. N 067/06/23-262/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2022