Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>,
<__.>,
При участии:
<__.>;
<__.>,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи представленное Заказчиком - Управление муниципального имущества администрации города Муравленко (ИНН: 8906004016) обращение о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку картриджей оригинальных, цена контракта - 526 485,00 рублей, (извещение N 0190300004622000021), с индивидуальным предпринимателем Кулинич Людмилой Григорьевной (ИНН: 771771869694) (далее - Поставщик),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлено обращение о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (вхд. от 08.06.2022).
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и объяснения, в результате проверки содержащегося в указанных документах и информации факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения о поставщике не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу пункта 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
26.03.2022 между Заказчиком и Поставщиком заключен муниципальный контракт N ЭА.2022.18-21 (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта предмет контракта: Поставка картриджей оригинальных. Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по поставке Товара в соответствии со Спецификацией (Приложение 1) (далее - Товар) и Техническим заданием (Приложение 2).
Согласно п. 1.2 при исполнении контракта по согласованию Заказчика с Поставщиком допускается поставка Товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками Товара, указанными в настоящем контракте. При этом не допускается замена Товара или страны (стран) происхождения Товара, или производителя Товара, в отношении которого нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, иначе как в порядке, предусмотренном такими нормативными правовыми актами.
Согласно п. 4.1.3 Контракта Заказчик вправе запрашивать у Поставщика информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств Поставщика по настоящему контракту'.
Согласно п. 4.2.9 Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением Поставщиком условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.4.5 Контракта Поставщик обязан предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего контракта.
Согласно п. 5.1 Контракта срок поставки Товара: в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения контракта.
Согласно п. 9.1 Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 9.2 Контракта в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Согласно п. 9.3 Контракта в случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом. Поставщик уплачивает Заказчику неустойку (штраф, пени).
Согласно п. 11.1 настоящий контракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует до 30.06.2022 г. включительно.
Согласно п. 12.1 в случае возникновения любых противоречий, претензий и разногласий, а также споров, связанных с исполнением настоящего контракта. Стороны предпринимают усилия для урегулирования таких противоречий, претензий и разногласий в добровольном порядке.
Согласно п. 12.2 в случае невыполнения Сторонами своих обязательств и не достижении взаимного согласия споры по настоящему контракту разрешаются в Арбитражном суде ЯНАО.
Согласно п. 13.1 настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно п. 13.2 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
13.2.1. В случае просрочки поставки Товара более чем на 30 дней.
13.2.2. В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 26.03.2022 (исх. N 89-175-18/01-06/7446 от 27.03.2022) (далее - Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта) следует, что между Заказчиком и Поставщиком заключен муниципальный контракт N ЭА.2022.18-21 на поставку картриджей оригинальных (далее - Контракт).
Согласно пункту 5.1 Контракта установлен срок поставки Товара: в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения контракта.
В соответствии со Спецификацией и Техническим заданием к Контракту Вами принято обязательство поставить Товар в определённом ассортименте в количестве 40 штук.
По акту приема-передачи Товара от 20.04.2022 Поставщиком произведена поставка товара в количестве 5 штук.
Таким образом, принятые по указанному муниципальному контракту обязательства надлежащим образом не исполнены, до настоящего момента Товар в количестве 35 штук поставлен не был.
Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 13.2 муниципального контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из претензии Заказчика (исх. от 13.05.2022 N 89-175-18/01-06/6621) следует, что согласно пункту 5.1 Контракта установлен срок поставки Товара: в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения контракта.
В соответствии со Спецификацией и Техническим заданием к Контракту Поставщиком принято обязательство поставить Товар в определённом ассортименте в количестве 40 штук.
По акту приема-передачи Товара от 20.04.2022 Поставщиком произведена поставка товара в количестве 5 штук.
Таким образом, принятые по указанному муниципальному контракту обязательства надлежащим образом не исполнены, до настоящего момента Товар в количестве 35 штук поставлен не был.
В случае просрочки поставки Товара более чем на 30 дней, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 13.2 Контракта).
Из претензии Заказчика также следует, что на основании изложенного, Поставщику необходимо обеспечить надлежащее исполнение обязательств по поставке товара в соответствии с условиями Контракта в срок не позднее 26.05.2022.
В результате проведенной внутренней экспертизы Заказчиком установлено, что товар поставлен в объеме, согласно Документу о приемке N 24 от 18.04.2022, в сроки, установленные муниципальным контрактом, документация в наличии. Претензий по исполнению контракта не имеется.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 08.06.2022 NАД/2265, представил пояснения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из пояснений Поставщика следует, что между Поставщиком и Заказчиком был заключен муниципальный контракт N ЭА.2022.18-21 от 26.03.2022 на поставку картриджей оригинальных.
Поставщик приступил к исполнению контракта, было поставлено 5 (пять) картриджей. Но поставка оплаченных поставщиком тонер-картриджей Kyocera в полном объеме стала не возможной в связи с приостановкой отгрузки дистрибьюторами, из-за нестабильной ситуации вызванной резким скачком курса иностранной валюты, так же введенных санкций в отношении РФ.
ИП Кулинич Людмила Григорьевна для урегулирования сложившейся ситуации направила запросы поставщикам продукции Kyocera для поставки продукции в адрес заказчика. Из официальных ответов следует, что все отгрузки на сегодняшний день прекращены, отсутствует наличие необходимого количества на складах, что затрудняет исполнение контракта в полном объеме, о чем был проинформирован заказчик.
На портале поставщиков (малая закупка) у поставщика имелось 28 картриджей, которые возможно было немедленно поставить заказчику по прямому договору в рамках малой закупки у единственного поставщика.
Из-за нестабильной ситуации на рынке, стороны договорились и заключили прямой договор - муниципальный контракт N ЕП.2022.056 от 11.04.2022 на поставку картриджей оригинальных. Таким образом заказчику было поставлено еще 28 тонер-картриджей Kyocera.
К пояснениям приложены:
- скрин с портала поставщиков по закупке картриджей между Заказчиком и Поставщиком;
- копия муниципального контракта N ЕП.2022.056 от 11.04.2022 между Заказчиком и Поставщиком на поставку картриджей оригинальных.
- копия переписки с поставщиками о приостановке поставок картриджей на неопределенное время.
Поставщик просил Комиссию не включать его в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 13.1 расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.05.2022 Заказчик принял Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
27.05.2022 Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС (единая информационная система).
27.05.2022 - дата надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем расторжении контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Из обращения Заказчика следует, что с 07.06.2022 контракт считается расторгнутым.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 07.06.2022.
Изучив представленные документы, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Поставщиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения Заказчика следует, что причина расторжения контракта: - обязательства ненадлежащим образом не исполнены Поставщиком (недопоставка товара). Основание расторжения контракта: односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Проанализировав представленные сторонами объяснения и информацию, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Контрактом предусмотрена поставка картриджей оригинальных (Тонер-картридж оригинальный Kyocera). Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по поставке Товара в соответствии со Спецификацией (Приложение 1) (далее - Товар) и Техническим заданием (Приложение 2).
Контракт содержит положение о возможности его расторжения в одностороннем порядке (п. 13.1 и п. 13.2 Контракта).
Поставщиком обязательства по контракту N ЭА.2022.18-21 от 26.03.2022 были исполнены частично. Поставка картриджей Kyocera была осуществлена в количестве 5 (пять) картриджей, приемка и отсутствие претензии по исполнению контракта подтверждается заключением экспертизы от 20.04.2022.
Поставщик пытался выполнить условия контракта, заключенного с заказчиком, но приостановка отгрузки необходимого товара дистрибьюторами компании Kyocera не позволило в полном объеме исполнить обязательства.
Между Заказчиком и Поставщиком, по договоренности сторон, был заключен муниципальный контракт N ЕП.2022.056 от 11.04.2022 (Идентификационный код закупки N 223890600401689060100100240180000244). Закупка малого объема у единственного поставщика. Предмет контракта - поставка картриджей оригинальных Kyocera.
Поставщиком обязательства по муниципальному контракту N ЕП.2022.056 от 11.04.2022 выполнены в полном объеме (Согласно спецификации, требовалась поставка 28 Тонер-картриджей оригинальных Kyocera).
Поставщик также представил копии писем от поставщиков (дистрибьюторов) в адрес поставщика ИП КулиничЛ.Г., подтверждающих, что поставка оплаченных поставщиком тонер-картриджей Kyocera ТК-3190, ТК-3130, ТК-6305 в полном объеме не возможна в связи с приостановкой отгрузки дистрибьюторами, в связи с нестабильной ситуацией вызванной резким скачком курса иностранной валюты, так же введенных санкций в отношении РФ. Дополнительно сообщим вам о возобновлении отгрузки продукции.
Поставщик проинформировал заказчика о возникших трудностях при исполнении расторгнутого контракта.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России отмечает, что обстоятельства, послужившие основанием одностороннего отказа от исполнения контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон и указаны заказчиком в решении об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России допускает, что дальнейшее надлежащее исполнение обязательств по рассмотренному контракту оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации.
После 24.02.2022 года рядом иностранных государств, были введены экономические санкции, а также совершены недружественные действия в отношении Российской Федерации.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Следовательно, невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, возникшая вследствие введения вышеуказанных санкций и мер ограничительного характера (далее - санкции) (например, в отношении закупаемого товара, работы, услуги, являющихся объектом закупки, материалов и оборудования, необходимых для поставки и (или) производства таких товаров, выполнения таких работ, оказания таких услуг), является обстоятельством для отказа во включении информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Поставщика Комиссия приходит к выводу об отсутствии в поведении Поставщика таких признаков недобросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем основания для включения Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
В рассмотренном случае Ямало-Ненецкое УФАС России считает нецелесообразным принятие решения о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так как включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, неизбежно нанесёт значительный ущерб деятельности индивидуального предпринимателя, который является субъектом малого предпринимательства.
Таким образом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Кулинич Людмиле Григорьевне (ИНН: 771771869694), представленную Управлением муниципального имущества администрации города Муравленко (ИНН: 8906004016) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку картриджей оригинальных, цена контракта - 526 485,00 рублей, (извещение N 0190300004622000021), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
<__.>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15 июня 2022 г. N 089/06/104-504/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2022