Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
руководителя Управления;
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
от Заказчика - представителей по доверенности;
от Заявителя - представителя по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО ИТЦ "Спектр" на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская ЦГБ" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставку медицинских изделий- Установка фототерапии, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия", начальная (максимальная) цена контракта - 510 300,00 рублей (извещение N 0190200000322006554) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что извещение о проведении закупки противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на Официальном сайте;
2) Дата и время окончания срока подачи заявок - 16.06.2022 09:00;
3) Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 16.06.2022;
4) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 20.06.2022;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что ни один из потенциальных участников закупки не может предложить к поставке товар Российских производителей. Других изделий данной категории в реестре Российской радиоэлектронной продукции нет.
Заказчик представил в Управление мотивированное возражение на жалобу Заявителя согласно которого, с доводами жалобы он не согласен, считает, что при описании объекта закупки действовал в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с извещение о проведении закупки, объектом закупки является поставка медицинских изделий- Установка фототерапии, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия
Заказчиком при описании объекта закупки использован КТРУ 26.60.13.180-00000021 - Облучатель верхнего расположения для фототерапии новорожденных.
ОКПД2 - 26.60.13.180 - Аппараты светолечения, включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление N878).
Извещением по осуществлении закупки установлено ограничение в соответствии с Постановлением N878, что изначально подразумевает наличие аппаратов светолечения в соответствии с ОКПД2 - 26.60.13.180, страной происхождения которых является только государства - члены Евразийского экономического союза.
Приложением N1 к извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и количественные характеристики закупаемого им товара - "Облучатель верхнего расположения для фототерапии новорожденных". Какой-либо торговой марки, либо указания на взаимодействие таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, описание объекта закупки не имеет. Исходя из изложенного следует прийти к выводу, что описание объекта закупки произведено Заказчиком на общих условиях и требованиях установленных ст. 33 Закона о контрактной системе, которая в свою очередь запрещает включение в описание объекта закупки таких характеристик, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из доводов жалобы Заявителя следует, что установленные Заказчиком характеристики к закупаемому товару, в совокупности не соответствуют ни одному российскому производителю.
На заседании Комиссии представитель Заказчика не отрицал и подтвердил, что описание объекта закупки произведено с учетом закупки оборудования производства "Диксион" страной производства которого является Китай.
В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, в состав ЕАЭС входят пять стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.
Отсюда следует, что, устанавливая такие характеристики, совокупность которых указывает на единственного производителя, а именно "Диксион" страной производства которого является Китай, не входящая в состав ЕАЭС, Заказчик изначально ограничивает участников закупки в исполнении требований Постановления N 878.
Учитывая изложенное Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение ч п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как совокупность таких характеристик ведет к сужению круга потенциальных участников закупки, а, следовательно, довод жалобы нашел своего подтверждения и является обоснованным
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленные в действиях Заказчика нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Соответственно имеются основания для выдачи предписания для приведения извещения в соответствие с действующим законодательством.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ИТЦ "Спектр" на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская ЦГБ" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставку медицинских изделий- Установка фототерапии, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия", начальная (максимальная) цена контракта - 510 300,00 рублей (извещение N 0190200000322006554) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика (с учетом функций, осуществляемых Уполномоченным органом при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Заказчиков) - обеспечить уведомление должностного лица, ответственного за утверждение извещения о закупки (извещение N 0190200000322006554) о необходимости представить в срок до 14.07.2022 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- документы подтверждающие подписание усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика извещения об осуществлении закупки;
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (при наличии);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица -назначается на 15.07.2022 в 14 час. 30 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 16 июня 2022 г. N 089/06/33-506/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2022