Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "АктивПроект" (далее - ООО "АктивПроект", заявитель): _. (представитель по доверенности);
при отсутствии:
уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия) (далее также - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение): не участвовали, уведомлены надлежащим образом, направили письменные пояснения, ходатайство о рассмотрении дела без их участия;
заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ "СГЗ РС(Я)", заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом, письменных пояснений не направили;
рассмотрев, посредством web-видеоконференцсвязи, жалобу общества с ограниченной ответственностью "АктивПроект" на действия уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение детального (инструментального) обследования технического состояния здания и подготовку технического заключения объекта: "Обследование 2-х недостроенных жилых домов для завершения строительства в п. Черском Нижне-Колымского улуса, Республика Саха (Якутия)" (извещение N 0816500000622009448), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "АктивПроект" на действия котировочной комиссии уполномоченного учреждения.
Из сути жалобы ООО "АктивПроект" следует, что котировочная комиссия уполномоченного учреждения неправомерно отклонила заявку ООО "АктивПроект".
Просят признать жалобу обоснованной.
Уполномоченное учреждение направило письменные пояснения, с жалобой согласны.
Просит учесть, что допущенное нарушение не повлияло на результаты закупки.
От заказчика письменных пояснений не поступало.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), выслушав участвующее лицо, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1. Извещение N 0816500000622009448 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 31.05.2022 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос котировок в электронной форме;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 835 275,66 рублей;
4. На участие в закупке подано 8 (восемь) заявок.
5. По результатам рассмотрения заявок, допущены к участию 7 (семь) заявок, 1 (одна) заявка отклонена.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0816500000622009448 от 08.06.2022 года, заявка ООО "АктивПроект" признана несоответствующей:
"На основании п.п. "а" п.1 ч.5 ст.49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ отклонить заявку на участие в закупке в соответствии с п. 2 ч. 12 ст. 48 указанного закона отклонить заявку на участие в закупке, в связи с непредоставлением документов, представленных в силу п.1 ч. 4 информационной карты к извещению, п.п. 2 п. 1.2.1 подраздела 1.2 раздела 1 приложения N3 к извещению согласно п.2 ч.10 ст. 48, п.3 ч.6 ст.43 указанного закона требованиям п.1 ч. 4 информационной карты к извещению (Не представлена выписка из СРО в области архитектурно-строительного проектирования). Непредставление информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ)."
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявки на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в закупке, первые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 Информационной карты установлено следующее:
1. |
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям |
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 No281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 No851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. No252", в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные п.п. "а" п. 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 г. No 252, либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц. Представление информации или документов, подтверждающих о соответствии участника закупки вышеуказанному требованию, не требуется.
Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования (за исключением случаев, перечисленных в ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ), с правом осуществлять инженерные изыскания: а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии); Соответствие требованиям: - подтверждается предоставлением выписки из реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме либо уведомлением о принятом решении с приложением копии такого решения согласно ч.10 ст.55.6 Градостроительного кодекса РФ, или копией таких документов; - проверяется в реестре либо в едином реестре членов саморегулируемой организации (за исключением случаев невозможности доступа членов комиссии к указанным реестрам). |
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 2 статьи 47 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 N 20 (ред. от 15.09.2020) "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (вместе с "Положением о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства") (далее - Постановление Правительства N 20), установлен перечень видов инженерных изысканий.
Согласно пункту 2 раздела 2 Постановления Правительства N 20, обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций являются специальным видом инженерных изысканий.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГРК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 19 Описания объекта закупки:
19 |
Требования к точности, надежности, достоверности и обеспеченности данных и характеристик, получаемых при обследовании |
Результаты детального (инструментального) обследования технического состояния здания должны быть достоверными и достаточными для мероприятий реконструкции, строительства здания. Расчетные данные в составе результатов обследования должны быть обоснованы исполнителем обследования и содержать прогноз их изменения в процессе строительства и эксплуатации здания. Приложить документы устанавливающие правомочия исполнителей на обследование. - В соответствии с п.2, статьей 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (с изм. на 30.12.2020 г.) Исполнитель должен состоять в членстве саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий (обследований) в отношении объектов капитального строительства, в том числе в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (далее - объекты повышенного уровня ответственности) и перед началом выполнения работ предоставить действующую Выписку из реестра членов саморегулируемой организации, содержащую сведения о наличии у Подрядчика права выполнения инженерных изысканий на объектах повышенного ответственности. В случае отсутствия выписки СРО у подрядчика, подрядчик вправе привлечь субподрядные организации с необходимой выпиской. |
Таким образом, для подтверждения требований, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, исполнитель должен состоять в членстве саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий (обследований).
Для объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок участников закупки.
Из представленных документов установлено, что заявителем ООО "АктивПроект" в составе заявки была представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 12 мая 2022 года N 6 на право выполнения инженерных изысканий.
Между тем, в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме установлено, что соответствие требованию подтверждается предоставлением выписки из реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме либо уведомлением о принятом решении с приложением копии такого решения согласно ч.10 ст.55.6 Градостроительного кодекса РФ, или копией таких документов на осуществление деятельности в области архитектурно-строительного проектирования с правом осуществлять инженерные изыскания в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).
Резюмируя изложенное, Комиссия Якутского УФАС, приходит к выводу о том, что в составе заявки участникам закупки необходимо было предоставить документы подтверждающие членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
Заявителем ООО "АктивПроект" данный документ был предоставлен в составе заявок. Заявка ООО "АктивПроект" соответствовала требованиям извещения запроса котировок в электронной форме.
При таких обстоятельствах, комиссия по осуществлению закупок уполномоченного учреждения необоснованно признала несоответствующей заявку ООО "АктивПроект", в нарушении требований подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, что не оспаривается комиссией уполномоченного учреждения.
Такие действия котировочной комиссии содержат признаки административного правонарушения по части 2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Комиссия признает жалобу ООО "АктивПроект" обоснованной.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия):
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "АктивПроект" на действия уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение детального (инструментального) обследования технического состояния здания и подготовку технического заключения объекта: "Обследование 2-х недостроенных жилых домов для завершения строительства в п. Черском Нижне-Колымского улуса, Республика Саха (Якутия)" (извещение N 0816500000622009448) обоснованной.
2. Выдать уполномоченному учреждению Государственному казенному учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
3. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии: _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 июня 2022 г. N 014/06/50-809/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2022