Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Саралиев М.Х. - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Мусаева Х.А. - специалист 1 разряда отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства,
рассмотрев заявление Общества с ограниченной ответственностью "ЭВМ-ЮГ" на действия Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Республиканский детский реабилитационный центр" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку канцелярских товаров (номер извещения 0194200000522002553),
в отсутствие представителя Заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления,
в отсутствие представителя Заказчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "ЭВМ-ЮГ" на неправомерные, по мнению заявителя, действия Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Республиканский детский реабилитационный центр" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку канцелярских товаров, на начальную (максимальную) цену контракта 645 150,00 рублей (номер извещения 0194200000522002553) (далее - аукцион), выразившиеся в нарушении требований статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в части нарушения правил описания объекта закупки и установления несоответствующих условий документации требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что могло привести, привело к необоснованному ограничению участников закупки.
В результате рассмотрения заявления, представленных материалов, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Заявитель полагает, что документация указанного электронного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона о контрактной системе.
Из заявления следует, что "Согласно части 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 4 Правил использования КТРУ утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно Приложению N2 "Поставка канцелярских товаров" к Извещению о проведении закупки 09.06.2022 N 0194200000522002553 в техническом задании Заказчиком установлено что типом объекта закупки является - товар.
Также, Заказчиком в пункте 5 Приложения N2 установлено:
"Средство корректирующее канцелярское; Вид средства: Лента; Код ОКПД2 - 20.59.59.900-00000001".
Вместе с тем, согласно коду позиции 20.59.59.900-00000001 Средство корректирующее канцелярское КТРУ содержит Характеристики товара, работы, услуги позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям:
Вид средства (характеристика является обязательной для применения) - Лента
Длина ленты (характеристика является обязательной для применения) - Метр
Ширина ленты (характеристика является обязательной для применения) - Миллиметр.
Заказчиком в нарушение требований части 4 Правил использования КТРУ не использованы при описании объекта закупки характеристики которые является обязательными для применения, а именно длина ленты и ширина ленты.
Неустановление характеристик позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, что в свою очередь может создать препятствие для формирования и подачи заявки участником закупки, что также может привести к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа потенциальных участников закупок.
2) Согласно части 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 4 Правил использования КТРУ утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно Приложению N2 "Поставка канцелярских товаров" к Извещению о проведении закупки 09.06.2022 N 0194200000522002553 в техническом задании Заказчиком установлено что типом объекта закупки является - товар.
Также, Заказчиком в пункте 8 Приложения N2 установлено:
"Ластик; Должен быть изготовлен из винила, белого цвета. При стирании не должен оставлять следов на бумаге. Размер не менее 30*20*8 мм.; Код ОКПД2 - 22.19.20.112 ".
Заказчиком при описании объекта закупки - Ластик, применен неверный Код товара в соответствии КТРУ/ОКПД2.
Заказчиком при описании объекта закупки - Ластик установлены избыточные качественные, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики, а именно материал изготовления, цвет материала, характеристики эксплуатации и размеры.
Вместе с тем КТРУ в единой информационной системе содержит товар с кодом ОКПД2 22.19.73.120 - Стирательная резинка, код которой содержит только один вид характеристики - Вид удаляемой надписи (характеристика является обязательной для применения) - Графитная или Чернила.
Применение неверного кода товара в соответствии КТРУ/ОКПД2 и установление избыточных качественных, функциональных, технических и эксплуатационных характеристик при описании объекта закупки Заказчиком может создать препятствие для формирования и подачи заявки участником закупки, что также может привести к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа потенциальных участников закупок.
3) Согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт,
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: проект контракта.
Согласно части 30 статьи 34 Закона N 44-ФЗ Если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
Согласно пункту 13 Извещения о проведении закупки 09.06.2022 N 0194200000522002553 Заказчиком установлено требование об обеспечении исполнения контракта в размере 5 % от цены контракта.
Вместе с тем, проект контракта не содержит обязательное условие согласно части 30 статьи 34 Закона N 44-ФЗ обязательство поставщика в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии.
Отсутствие данного положения Закона N 44-ФЗ в проекте контракта содержит в себе признаки будущего конфликта сторон при заключении и исполнении контракта, что в свою очередь может повлиять на решение потенциального участника подать сформированную заявку на участие в определении поставщика.".
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом устанавливать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В силу пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Изучив представленную информацию, Комиссия отмечает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать заявление Общества с ограниченной ответственностью "ЭВМ-ЮГ" - обоснованным.
2. Признать в действиях Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Республиканский детский реабилитационный центр" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку канцелярских товаров, на начальную (максимальную) цену контракта 645 150,00 рублей (номер извещения 0194200000522002553) нарушение статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Государственному бюджетному учреждению "Республиканский детский реабилитационный центр" обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.Х. Саралиев
Х.А. Мусаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 27 июня 2022 г. N 020/06/33-32/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2022