Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова, заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Крымский республиканский онкологический клинический диспансер им. В.М. Ефетова" (далее - Заказчик) - Волынец Р.А. (по доверенности);
- ООО "Молот" (далее - Заявитель) - очно Азарова К.А. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении закупки "Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)" (извещение N 0375200049022000206) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, выразившимися в нарушении процедуры подведения итогов в части оценки второй части заявки Заявителя по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 11 частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 2604).
При этом в силу части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Пунктом 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Как следует из подпункта а) пункта 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2604 установлено, что при проведении конкурсов с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения.
Согласно пункту 8 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2604, в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Пунктом 24 Постановления Правительства РФ N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе извещения о проведении Закупки установлены следующие критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке:
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: |
|
2.1.1. |
Показатель оценки: наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов Наименование показателя оценки, детализирующего показатель оценки: признак N1 (собственное или арендованное помещение (комната) хранения оружия) |
При оценке по данному показателю анализируется информация об обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственного или арендованного помещения (комнаты) для хранения оружия, расположенной на территории Республики Крым. Перечень подтверждающих документов (необходимо предоставить один или несколько из нижеуказанных документов): - выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки); - договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды); - иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании). |
2.1.2. |
Показатель оценки: наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов Наименование показателя оценки, детализирующего показатель оценки: признак N2 (выделенная радиочастота, обеспечивающая радиосвязь на территории Республики Крым) |
Перечень подтверждающих документов: - копия действующего разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, выданного уполномоченным органом - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; - копия действующего свидетельства об образовании позывных сигналов либо аналогичного иного документа, предусмотренного действующим законодательством и выданного уполномоченным органом; К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов |
2.2. |
Показатель оценки: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта Наименование показателя оценки, детализирующего показатель оценки: признак N1 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров) |
Для оценки заявки по данному показателю в заявке должны быть представлены следующие документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, а именно оказания услуг физической охраны объектов здравоохранения: в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров). К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
2.3. |
Показатель оценки: наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации Наименование показателя оценки, детализирующего показатель оценки: признак N 1 (наличие штатных сотрудников охранников (не ниже 4-го квалификационного разряда)) |
Перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю - штатные сотрудники (охранники) не ниже 4-го квалификационного разряда. Перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию: - трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66_1 Трудового кодекса Российской Федерации; - документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников, (копия действующего на дату подачи заявки удостоверения частного охранника, содержащая следующие сведения: срок действия удостоверения; фамилия, имя, отчество (при наличии) охранника; сведения о квалификации не ниже 4-го квалификационного разряда) |
Согласно части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.06.2022 NИЭОК1 заявке Заявителя по нестоимостному критерию оценки были присвоены следующие баллы:
N п/п |
Показатели критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня |
Порядок оценки |
Значимость показателя критерия оценки |
Среднеарифметическая оценка, присваиваемая заявке |
Балл с учетом значимости показателя критерия оценки |
1 |
наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов :признак N1 (собственное или арендованное помещение (комната) хранения оружия) - значимость 40 %,признак N2 (выделенная радиочастота, обеспечивающая радиосвязь на территории Республики Крым)- значимость 60% |
оценка производится в соответствии с порядком, установленным Извещением |
50.00 |
20 |
20.00 |
2 |
наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации признак N1 (наличие штатных сотрудников охранников (не ниже 4-го квалификационного разряда) |
оценка производится в соответствии с порядком, установленным Извещением |
40.00 |
7 |
0.00 |
3 |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта признак N 1 (наибольшая цена оного из исполненных участником закупки договоров) |
оценка производится в соответствии с порядком, установленным Извещением |
10.00 |
376604,41 |
0.00 |
В жалобе Заявитель указывает следующее: "Изучив вышеуказанные критерии оценки заявки ООО "Молот", заявитель считает, что Заказчиком неверно произведена оценка заявки ООО "Молот" (необоснованно занижено количество баллов), а именно:
- по Показателю N 2 "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации признак N1 (наличие штатных сотрудников охранников (не ниже 4-го квалификационного разряда) Участнику N 2 - 0,00 баллов, среднеарифметическая оценка, присваиваемая заявке - 7 _ Согласно протоколу подведения итогов Участник N 2 представил информацию о 7 сотрудниках, что не соответствует действительности, а именно: ООО "Молот" в составе заявки представило документы в соответствии с вышеуказанным перечнем на 235 сотрудников - охранников, находящихся в штате организации. К учету комиссией приняты документы на 7 охранников, по каким причинам к учету не приняты документы на остальных 228 охранников из протокола не представляется возможным установить.
Считаем в данном случае комиссией необоснованно отклонены документы на 228 охранников, представленных ООО "Молот" в составе заявки, в связи с чем, заявке Участника N 2 необоснованно не присвоено соответствующее количество баллов.
По показателю N 3 "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта признак N (наибольшая цена оного из исполненных участником закупки договоров)" Участнику N 2 - 0,00 баллов, среднеарифметическая оценка, присваиваемая заявке - 10. Комиссией к учету принят договор на сумму 376604,41 ру.б ... Вместе с тем, Участник N 2 представил в составе заявки договор с наибольшей ценой 8 858 488,32 руб. (Контракт N РКБ.2019.212 на оказание услуг по физической охране объектов, имущества и обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах ГБУЗ РХ "РКБ имени Г.Я. Ремишевской"), по каким причинам комиссией не принят к рассмотрению данный Контракт, не представляется возможным установить".
Согласно письменным возражениям Заказчика: "_при рассмотрении комиссией оценки вторых частей заявок на участие некоторые файлы из заявки участника N2 (ООО "Молот") не открывались и высвечивалась надпись некорректный (поврежден), ошибка файле, скриншот прилагается. (Приложение N 1 к настоящему Возражению). Заказчик и члены комиссии не имеет технической возможности каким-либо образом переформатировать, изменить приложенный участником файл, либо повредить его.
Повреждённые файлы, открыть стандартными средствами и методами не представлялась возможным. Вероятной причиной повреждения файлов могли явиться системные ошибки при сохранении файлов на компьютере пользователя (то есть на компьютере ООО "Молот"), использование поврежденного программного обеспечения, сохранения файла в поврежденных секторах жесткого диска.
Также обращаем внимание УФАС по РК и г. Севастополя на то, что организационно-правовые мероприятия, связанные с участием в закупках, являются сопутствующими предпринимательской деятельности рисками, которые относятся на лицо, изъявившее желание получить доступ к конкурентной процедуре. Сбои в работе интернет- соединения, использование нелицензионного программного обеспечения ООО "Молот" или программного обеспечения, не соответствующего минимальным требованиям для организации работы на сайте оператора электронной площадки, которые опубликованы в открытой части сайта оператора электронной площадки, не могут являться основанием для исключения таких рисков, так как обязанность по обеспечению технических условий для участия в закупках возлагается именно на участника.
Предположим, что заявленные, со слов участника, в заявке N2 (ООО "Молот) показатели в жалобе, которые в свою очередь не смогла принять к оценки комиссия в виду "ошибки данных" при распаковке архива, на результаты итогового протокола не влияют".
Комиссией Управления в ходе заседания установлено, что представленная Заказчиком к заседанию заявка Заявителя содержит заархивированные файлы, в которых содержатся в том числе документы, подтверждающие наличие штатных сотрудников (охранников), при этом указанные архивные документы подлежали открытию и ознакомлению без каких-либо ограничений.
Вместе с тем Комиссия управления отмечает, что отсутствие у Заказчика технической возможности для открытия файлов с разрешением ".rar" однозначно не свидетельствует о том, что в составе второй части заявки Заявителя отсутствуют документы, подтверждающие квалификацию участника закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении конкурсной комиссией Заказчика подпункта б пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявки Заявителя.
Руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение подпункта б пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3.Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
А.М.Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 23 июня 2022 г. N 082/06/106-770/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2022