Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством видео-конференц-связи обращение, направленное ГБУЗ "ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМ" (далее - Заказчик) в адрес Московского УФАС России, о включении информации об ООО "Сатурн-Текстиль" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Обращение, Реестр), Комиссия ФАС России
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку,в случае обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчик представил в Московское УФАС России в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе информацию об ООО "Сатурн-Текстиль" для включения в Реестр.
Комиссией Московского УФАС России 17.05.2022 принято решение по делу N 077/10/104-7244/2022 (далее - Решение) о включении информации об ООО "Сатурн-Текстиль" в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 20.06.2022 Комиссией объявлен перерыв, заседание продолжилось 22.06.2022.
На заседании Комиссии установлено следующее.
Заказчиком 24.01.2022 в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) в соответствии с частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку постельных принадлежностей (номер извещения в ЕИС - 0373200052322000046) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 518 966 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 02.02.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Сатурн-Текстиль".
Между Заказчиком и ООО "Сатурн-Текстиль" заключен контракт от 17.02.2022 N 046/2022 (далее - Контракт), цена которого составила 2 518 966 руб.
Пунктом 1.1 Контракта предусмотрено, что поставщик обязуется по заданию Заказчика поставить постельные принадлежности (далее - Товар) в объеме, установленном в техническом задании (приложение N 1 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью) (далее - Техническое задание), Заказчик обязуется принять Товар и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Приложением N 3 к Техническому заданию (далее - Приложение N 3) установлен перечень поставляемого Товара, согласно которому по позициям "Простыни из хлопчатобумажных тканей", "Пододеяльник", "Наперник для подушки из синтетических тканей" установлен объем поставки - 1 штука.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта поставка Товара осуществляется Заказчику на условиях и в сроки, установленные Контрактом и Техническим заданием: с момента заключения контракта в течение 20 календарных дней.
Пунктом 4.1 Контракта установлено, что поставщик обязан согласовать с Заказчиком точное время, место и дату поставки, возможность поставки товара партиями на основании предварительной заявки в соответствии с Техническим заданием.
На основании представленных документов Комиссией установлено, что Заказчиком в адрес ООО "Сатурн-Текстиль" направлена претензия от 23.03.2022 N 1926/2022 о нарушении обязательств по поставке Товара в соответствии с условиями Контракта, а именно о непоставке товара в объеме равном цене Контракта.
25.03.2022 ООО "Сатурн-Текстиль" произведена поставка Товара в количестве 1 штуки по каждой позиции в соответствии с Приложением N 3, что подтверждается товарной накладной от 25.03.2022 N 51.
Заказчиком в адрес ООО "Сатурн-Текстиль" направлена повторная претензия от 31.03.2022 N 2117/2022 о нарушении исполнения обязательств по поставке Товара в соответствии с условиями Контракта.
В ответ на претензию Заказчика от 23.03.2022 N 1926/2022 ООО "Сатурн-Текстиль" направлено письмо от 07.04.2022 исх. N 17, в которой ООО "Сатурн-Текстиль" сообщило, что поставщиком произведена поставка Товара в объеме, установленном в Приложении N 3.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.1.1 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта по инициативе Заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в том числе в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 13.04.2022 N 2500/2022 (далее - Решение об одностороннем отказе), в связи с неисполнением ООО "Сатурн-Текстиль" обязательств по поставке Товара в полном объеме.
Подпунктами "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон
N 360-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона
N 360-ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ.
Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с требованиями пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360 14.04.2022 Решение об одностороннем отказе размещено в ЕИС, а также направлено Заказчиком заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу ООО "Сатурн-Текстиль", указанному в Контракте.
Заказчиком подтверждение о вручении ООО "Сатурн-Текстиль" Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не получено. Таким образом, 29.04.2022 является датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно Обращению ООО "Сатурн-Текстиль" в сроки, предусмотренные частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, не устранены нарушения обязательств по Контракту, в связи с чем Решение об одностороннем отказе вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым 11.05.2022.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
При этом регламентированный срок направления Обращения в ФАС России - не ранее 11.05.2022.
Между тем Обращение Заказчика о включении информации об ООО "Сатурн-Текстиль" в Реестр направлено в Московское УФАС России 04.05.2022.
Таким образом, действия Заказчика, несвоевременно направившего Обращение в антимонопольный орган, нарушают часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что Решение принято, поскольку ООО "Сатурн-Текстиль" не осуществлена поставка Товара в объеме, пропорциональному стоимости Контракта, в сроки, определенные пунктом 3.1 Контракта.
На заседании Комиссии представитель ООО "Сатурн-Текстиль" пояснил, что закупка проводилась в соответствии с частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, в связи с чем ООО "Сатурн-Текстиль" не имело возможности без предварительной заявки Заказчика определить конкретную потребность Заказчика в каждой отдельной товарной позиции, предусмотренной в Приложении N 3.
Также представитель ООО "Сатурн-Текстиль" сообщил, что в связи с тем, что Заказчиком в Контракте и Техническом задании не обозначен конкретный объем Товара, требуемый к поставке, ООО "Сатурн-Текстиль" произведена поставка Товара в количестве 1 штуки по каждой позиции, установленном в Приложении N 3.
В соответствии с частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения Закона о контрактной системе, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом о контрактной системе не установлено иное.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно извещению о проведении закупки начальная сумма цен Товара составляет 1 895,99 руб.
При этом Комиссия, изучив положения Контракта, установила, что в Контракте не содержится информация о поставке Товара в объеме, пропорциональному стоимости Контракта.
Кроме того, Комиссией установлено, что в Контракте отсутствует порядок определения количества поставляемого Товара на основании заявок Заказчика.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 стать 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, основания для включения в Реестр информации об ООО "Сатурн-Текстиль" у антимонопольного органа отсутствуют, в связи с чем Комиссия не может согласиться с выводами комиссии Московского УФАС России, изложенными в Решении, поскольку территориальном органом ФАС России при рассмотрении вопроса о включении информации об ООО "Сатурн-Текстиль" в Реестр, вышеуказанным обстоятельствам дела оценка не дана.
Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 34, части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
2. Направить в адрес Московского УФАС России решение Комиссии от 22.06.2022 по делу N 22/44/104/РНП7.
3. Передать соответствующему должностному лицу Московского УФАС России материалы от 22.06.2022 по делу N 22/44/104/РНП7 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течении трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 июня 2022 г. N 22/44/104/РНП7
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2022