Резолютивная часть решения оглашена 22.06.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 27.06.2022.
На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Липецкого УФАС России от 14.06.2022 N 271, Комиссией Липецкого УФАС России,
проведена проверка соблюдения федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Липецкий государственный педагогический университет имени п.п. Семенова-Тян-Шанского" (далее - заказчик) требований Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (реестровый номер 0346100007922000004) (далее - конкурс).
Проверка начата 14.06.2022, окончена 22.06.2022.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
Проверка проведена в отсутствие представителей сторон.
В адрес Липецкого УФАС России поступило обращение от регионального отраслевого объединения работодателей "Координационный центр руководителей охранных структур Липецкой области" (далее - заявитель) (вх. N 4440, исх. N 23 от 24.05.2022), содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе.
В результате анализа документов и сведений о проведении конкурса установлено следующее.
06.04.2022 в ЕИС заказчиком размещено извещение о проведении конкурса, а также предусмотренные ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе электронные документы.
Объектом закупки является оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 959 181,60 руб.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 1.1 контракта по настоящему контракту исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности" (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
При этом, необходимо отметить, что содержание спецификации, технического задания определяется заказчиком самостоятельно.
Кроме того, на участие в конкурсе от участников поступило две заявки. Участники конкурса согласились с условиями контракта, приложениями к нему.
04.05.2022 аукционной комиссией заказчика принят протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 04.05.2022 NПРОII1.
05.05.2022 аукционной комиссией заказчика принят протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от NИЭОК1.
Из данного протокола следует, что все заявки участников - идентификационные номера 22, 174, поступивших на участие в конкурсе, признаны соответствующими.
Победителем признан участник с идентификационным номером 22, предложивший наилучшие условия исполнения контракта.
16.05.2022 между заказчиком и ООО "ЧОП "ГРОМ" заключен контракт N 8 на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (реестровый номер контракта 1482500810322000012)
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме установлено следующее требование: "Требования в соответствии с позицией 34 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571: Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг".
В приложении к извещению содержатся дополнительные требования:
N позиции |
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
34 |
охрана помещений, имущества и обеспечению внутриобъектового и пропускного режима на объектах |
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг |
При этом указано, что для целей Постановления:
- договором, предусмотренным позицией 34 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Комиссией установлено, что вышеизложенные положения извещения о проведении конкурса основаны на положениях постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Оператором электронной площадки представлена в том числе заявка участника с идентификационным номером 22.
Комиссией установлено, что в заявке участника с идентификационным номером 22 содержатся с ведения о наличии 50 сотрудников для исполнения контракта, 60 единиц нарезного служебного короткоствольного огнестрельного оружия.
Кроме того, на заседании Комиссии также установлено, что заявка участника с идентификационным номером 22 содержит ряд контрактов и договоров: N 10.01.22/1 от 01.01.2022, N 13/08-21 от 03.08.2021, N 15/06-14С от 16.06.2014, N 30-11/18 от 30.11.2018, N 15-11/19 от 15.11.2019, N 01-09/19 от 01.09.2019.
Вместе с тем, из сведений ЕИС, а также анализа указанных контрактов, следует, что ни один из содержащихся в заявке контрактов не является надлежащим подтверждением опыта участника по установленному заказчиком дополнительному требованию ввиду того, что данные контракты и договоры не являются контрактами и договорами, заключенными в соответствии с Законом о контрактной системе или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В силу п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
С учетом вышеизложенного, поскольку ни один из представленных контрактов участником закупки (идентификационный номер заявки 22) не подтверждает соответствие участника дополнительному требованию, установленному заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, то в рассматриваемом случае аукционная комиссия неправомерно признала заявку участника соответствующей требованиям извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме, Закона о контрактной системе, чем допустила нарушение п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Установленное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом Комиссия полагает возможным указать, что проведение внеплановой проверки в отношении действий оператора электронной площадки, аккредитовавшего участника с рассматриваемыми контрактами, не отнесено к полномочиям территориального органа ФАС России.
Пунктом 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать проект контракта.
Согласно ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
На основании указанной нормы приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149 "Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг" (далее - приказ Росгвардии от 01.06.2020 N 149) утвержден типовой контракт на оказание охранных услуг.
Ввиду закупки услуг частной охраны в рассматриваемом случае заказчик должен применить типовой контракт, утвержденный приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149.
В пункте 11.8 типового контракта установлено, что приложения, указанные в контракте, являются его неотъемлемой частью:
приложение N 1 - Спецификация, на ________ л;
приложение N 2 - Техническое задание, на _______ л;
приложение N 3 - Акт принятия объекта под охрану, на _______ л;
приложение N 4 - Акт о снятии охраны, на _______л;
приложение N 5 - Акт сдачи-приемки оказанных услуг, на _____ л.
Однако, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, проект контракта, являющийся приложением к аукционной документации, не соответствует типовому контракту, утвержденному приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149, в части отсутствия в контракте форм приложений N 3-5, что является нарушением п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Установленное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно доводов о нарушении при формировании НМЦК, а также о нарушении Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 07.11.2019 N 1421 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия полагает отметить следующее.
В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
5) соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В силу части 3 данной нормы, антимонопольный орган осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
Кроме того, в силу п. 1 Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из указанного, контроль за соблюдением законодательства в сфере охранных услуг не отнесен к полномочиям антимонопольного органа.
Следовательно, у Комиссии Липецкого УФАС России отсутствуют полномочия по проверке действий заказчика при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, соблюдения законодательства по контролю в сфере охранных услуг.
Более того, как следует из обращения заявителя, его обращение также направлено в: Прокуратуру Липецкой области, Управление Федерального казначейства по Липецкой области, Управление Росгвардии по Липецкой области, для проверки соблюдения заказчиком, в том числе, положений Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 07.11.2019 N 1421 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", и иных актов, контроль за соблюдение которых не входит в полномочия антимонопольного органа.
Руководствуясь Законом о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать нарушение п. 3 ч. 12 ст. 48. Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Липецкий государственный педагогический университет имени п.п. Семенова-Тян-Шанского" при подведении итогов открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (реестровый номер 0346100007922000004).
2. Признать нарушение п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в действиях заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (реестровый номер 0346100007922000004).
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать ввиду заключенного контракта.
4. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 22 июня 2022 г. N 048/06/99-591/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2022