Резолютивная часть решения оглашена 24 июня 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 27 июня 2022 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов Комиссии:.,
Рассмотрение осуществлялось посредством видеоконференции в присутствии:
Генерального директора ООО "ЭКО-ГРАСС" (после перерыва) -.,
представителя МБУДО "Детско-юношеская спортивная школа" города Сорочинска Оренбургской области -. по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "ЭКО-ГРАСС" на действия МБУДО "Детско-юношеская спортивная школа" города Сорочинска Оренбургской области при проведении аукциона в электронной форме на поставку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания спортивной площадки для игры в футбол и беговых дорожек, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Войкова, 15 (номер извещения N 0353300125022000003),
УСТАНОВИЛА:
20.06.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭКО-ГРАСС" (далее - Заявитель) на действия МБУДО "Детско-юношеская спортивная школа" города Сорочинска Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания спортивной площадки для игры в футбол и беговых дорожек, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Войкова, 15 (номер извещения N 0353300125022000003) (далее- Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Уведомлением от 21.06.2022 г. исх. N4800 рассмотрение жалобы назначено на 24.06.2022 г. в 11ч.30 мин.
24.06.2022 г. в 11ч.30 мин. в заседании комиссии контрольного органа принимал участие представитель Заказчика, с позицией Заявителя не согласился, ссылаясь на письменные пояснения, просил признать жалобу необоснованной.
В заседании Комиссии Оренбургского УФАС России объявлен перерыв в рассмотрении с целью изучения представленных Заказчиком пояснений и документов до 15ч30мин.
24.06.2022 г. в 15ч.30 мин. в заседании присутствовали представители обеих сторон, в том числе, представитель Заявителя - ООО "ЭКО-ГРАСС" (генеральный директор.).
Представитель Заявителя в ходе заседания доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил отметить, что заявленные Заказчиком характеристики товара не соответствуют, прежде всего, установленным техническим регламентам (ГОСТам), кроме того, такие характеристики могут ввести в заблуждение участников закупки, поскольку не являются конкретными и "не имеют под собой никакой функциональной нагрузки". Также отмечает, что анализ существующего товарного рынка показывает, что поставить товар с требуемыми Заказчику характеристики в Российской Федерации невозможно.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
10.06.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания спортивной площадки для игры в футбол и беговых дорожек, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Войкова, 15 (номер извещения N 0353300125022000003).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 716 000,00 рублей.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено в Единой информационной системе Заказчиком.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2 ч.2 ст. 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведения открытого аукциона в электронной форме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов ( в том числе, путем проведения открытого аукциона в электронной форме) заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках.
Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, которые должны быть представлены участником закупки, а также перечень необходимых к оказанию услуг указаны в части 3 документации о проведении аукциона в электронной форме "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)".
В соответствии с Извещением, Техническим заданием объектом закупки является "Поставка и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания спортивной площадки для игры в футбол и беговых дорожек, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Войкова, 15".
Из доводов жалобы Заявителя следует, что "в нарушение требований национального стандарта, а также требований ч.2 ст. 33, ст. 8 Закона о контрактной системе, заказчик в описании объекта закупки предъявляет излишние и/или противоречивые лексические ошибки, вводящие в заблуждение участников закупки и ограничивая конкуренцию между ними. Так, в п. 1.2 Технического задания, указана "Линейная плотность волокна "12000" dtex".
Заявителем также поддержаны доводы относительно следующих характеристик, установленных Заказчиком в Техническом задании: - в п 1.15 ТЗ указано "Волокно имеет в пучке нити с профилем" - "Три ребра жесткости / С-образная с ребром жесткости". По мнению Общества, "Три ребра жёсткости и С-образная с ребром жесткости - трактуется двусмысленно. В свою очередь, по типу фигуративности нити С-образного профиля оно не может иметь три ребра жесткости"; - в описании объекта закупки в п 1.17 указано, что "Волокно должно состоять из нитей, комбинированных из цветов зеленый; зеленый лайм". Заявитель полагает, что если применяется оттенок, то необходимо указать один из стандартов RAL, NCS, PANTONE согласно ГОСТу, где указано, что нить должна быть зелёного цвета, а оттенок указывается в вышеперечисленных стандартах; - в описании объекта закупки в п 1.24 указано, что "В одном слое первичной основы нитей на 10 см основного направления, шт." - "? 110?115", в п 1.25 указано, что "В одном слое первичной основы нитей на 10 см утка, шт." - ">62", что по мнению заявителя является "абсолютно излишним требованием, которое невозможно проверить ни одним из способов. Ни один производитель не указывает это в техническом паспорте изделия"; - в описании объекта закупки в п 1.28 указано требование "Готовности покрытия к нагрузке, часов", где нормативом выступает значение "? 48". По мнению Заявителя "данное требование вводит в заблуждение участников закупок, поскольку в сутках 24 часа"; - в описании объекта закупки в п. 1.36 заказчиком выдвинуто требование к цвету рулона, который должен быть зеленого цвета; - в описании объекта закупки в п. 1.32 Заказчик указывает на наличие Z - образного тафтинга. По мнению Заявителя, "наличие данного тафтинга не имеет под собой никакой функциональной нагрузки"; - в описании объекта в п. 2 Заказчиком применен код КТРУ: 22.19.72.000-00000012 "Покрытие противоскользящее". По мнению Заявителя, данный код КТРУ "применён либо неверно, либо с намерением ввести в заблуждение участников, так как предметом закупки является спортивное покрытие для беговых дорожек, для занятий бегом, для лёгкой атлетики. Данному предмету полностью соответствует КТРУ 22.19.72.000-0000004 "Покрытие спортивное резиновое". Также по мнению ООО "ЭКО-ГРАСС", является неправомерным применение Заказчиком кода КТРУ на поставку товара, если совместно с товаром предполагаются монтажные работы, где соответствующим кодом ОКПД2 является 42.99.22.100 "Работы строительные_"; - в описании объекта закупки в п. п 2.1.3 заказчик указывает, что "ширина рулона, мм" - должна соответствовать параметрам "?1600 <1700". По мнению Заявителя, такая ширина рулона ограничивает конкуренцию и делает невозможным исполнение данного требования для участников рынка; Также Заявитель полагает, что Заказчик, устанавливая обоснование применения дополнительных характеристик КТРУ, выдвигаемых Заказчиком в Техническом задании, не указывает ни одной отсылки к какому-либо нормативному акту или заключению (выводы) экспертизы и/или профильной лаборатории, что, по мнению Заявителя, является нарушением требований ст. 33 Закона о контрактной системе и отражает лишь субъективное мнение Заказчика. Кроме того, в указанном обосновании применения дополнительных характеристик, Заказчик неправомерно ссылается на требования Стандарта Российского футбольного союза, что также является нарушением.
В свою очередь, Заказчиком в ходе заседания доведено до Комиссии Оренбургского УФАС России следующее:
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 Заказчиком был использован КТРУ 32.30.15.299-00000078 Покрытие футбольное искусственное и применена обязательная характеристика установленная КТРУ - Линейная плотность волокна, dtex 12000,
10000 и < 12000, < 10000. Таким образом, показатель "Линейная плотность волокна, dtex" установлен Заказчиком в полном соответствии с действующими нормативными документами и не нарушает положения ст.33 Закона о контрактной системе. В данном случае понятие "волокно" трактуется как совокупность нитей, то есть для получения значения линейной плотности одной нити показатель 12000 dtex необходимо разделить на 6 (количество нитей), результат 2000, что полностью соответствует ГОСТ Р 58724-2019.
Относительно правомерности (обоснованности) применения Заказчиком кодов КТРУ, ОКПД2, Заказчик также уточнил, что Заказчик вправе самостоятельно определять код по ОКПД2 или код позиции КТРУ путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД или КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара, при этом, Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода по ОКПД2. Более того, к выбору кода по позиции КТРУ Законом о контрактной системе также не установлено императивных требований.
Также Заказчик пояснил, что относительно характеристик, установленных в п 1.15 "Три ребра жесткости / С-образная с ребром жесткости", Заказчик уточняет, что в соответствии с инструкцией по подготовке первой части заявки: Знак "/" приравнивается по своему значению союзу "или", следовательно, участник в своей заявке должен указать конкретное (одно) значение (вид, величину), конкретную (одну) характеристику товара из указанных характеристик, перечисленных с помощью указанного знака." Данная характеристика предполагает выбор одного из двух предложенных вариантов исполнения, соответственно не является показателем, ограничивающим конкуренцию или намеренно вводящем в заблуждение участников закупки (инструкция в проекте договора).
Требование к цвету нитей обусловлено необходимостью достижения большего сходства с натуральным газоном, цвет зеленый лайм присутствует в таблице цветов RAL "Цвет RAL 110-70-60 (Зеленая Лиметта / Lime Green)". В части установления в п 1.28 ТЗ требования о готовности покрытия к нагрузке, часов, где нормативом выступает значение 48, Заказчик сообщает, что данная характеристика устанавливает требование к временному интервалу по прошествии которого, покрытие после приклейки, будет готово к эксплуатации и соответственно нагрузке. В части установления требований к цвету рулона сообщают, что данная характеристика введена Заказчиком для разделения рулонов искусственного газона, соответственно зеленого цвета, рулонов зеленого с втафтированной белой разметкой, для обеспечения внешней разметки футбольного поля, рулонов белого цвета для обеспечения внутренней разметки футбольного поля. Относительно характеристик, указанных в п 1.24, п 1.25 "В одном слое первичной основы нитей на 10 см" Технического задания, Заказчик указывает, что установленные показатели наличествуют у отечественных производителей, товары которых, в том числе, включены в Реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации. В описании объекта закупки в п. 1.32 Заказчик указывает на наличие Z - образного тафтинга. Требование к виду тафтинга обусловлено необходимостью увеличения прочности сцепления волокна с подложкой - первичной основой спортивного футбольного покрытия, увеличения срока его нормативной эксплуатации, кроме того, Заказчик представляет в качестве подтверждения ссылки с сайтов производителей, свидетельствующих о наличии необходимого товара у действующих поставщиков. Требование к покрытию обусловлено обеспечением травмобезопасности спортсменов. Стойкость к истиранию и механическим повреждениям, в условиях значительных статических и динамических нагрузок требуется для сохранности покрытия и его свойств в условиях постоянной интенсивной эксплуатации. Требование к поверхности покрытия обусловлено обеспечением качественных и эксплуатационных характеристик. Требование к плотности материала покрытия обусловлено увеличением прочностных характеристик покрытия, увеличения сроков эксплуатации, амортизационных свойств. Требование к количеству слоев обусловлено необходимостью получения функционального покрытия. Требование к отклонению по ширине обусловлено обеспечением отсутствия зазоров в местах стыка рулонов при монтаже покрытия. Техническим заданием предусмотрено нанесение третьего финишного бронирующего слоя, после нанесения которого все швы будут скрыты. В части установления требования о ширине рулона Заказчик сообщает, что необходимое Заказчику покрытие имеется в наличии, что также подтверждается данными из открытых источников и учитывалось Заказчиком при формировании Технического задания. Кроме того, при формировании НМЦК Заказчиком был проведен анализ рынка, получено 3 коммерческих предложения от компаний ООО "Индевор 63", ООО "Юнион Полимер" и ООО "РСС", подтверждающих возможность осуществления поставки и монтажа товара с характеристиками и в сроки, указанные в Описании объекта закупки.
Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведенных норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Так, Закона о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору, по общему правилу, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что документация о проведении электронного аукциона не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование конкретного производителя товара, более того, в аукционной документации установлены требования к техническим и функциональным характеристикам комплекса спортивно-технологического оборудования для создания спортивной площадки в целях реализации потребностей заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в документации отсутствуют. Все характеристики товаров определяются исходя из нужд заказчика, непосредственно используемого комплекса спортивно-технологического оборудования.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе, наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно п. 1 Правил формирования каталога, они определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
Согласно п. 10 Правил формирования каталога, в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно п. 2 Правил использования каталога, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение);
документации о закупке;
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно п. 4 Правил использования каталога, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
В силу п. 5. Правил использования каталога, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением установленных случаев.
Согласно п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (далее- ОКПД2).
Согласно пояснениям Заказчика, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд содержит товар, который является предметом настоящей закупки, в связи с чем, Заказчиком использован код КТРУ 32.30.15.299-00000078 Покрытие футбольное искусственное и применена обязательная характеристика установленная КТРУ.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что из сведений извещения об аукционе следует, что предметом закупки является, в том числе, поставка "Покрытие футбольное искусственное", код позиции КТРУ "32.30.15.299".
Описание объекта закупки содержится в техническом задании (приложение N3 к извещению о проведении аукциона в электронной форме). Данное описание составлено с учетом требований каталога товаров, работ, услуг.
Комиссия Оренбургского УФАС России признает правомерной позицию Заказчика в отношении установления дополнительных характеристик, о том, что в составе документации размещено обоснование использования дополнительных характеристик, с учетом требований Постановления Правительства РФ N 145. Законом о контрактной системе не закреплена обязанность Заказчика при обосновании дополнительных характеристик приводить ссылки на какие-либо нормативные акты или заключения (выводы) экспертизы и/или профильной лаборатории, хотя ссылка на ГОСТ 58724-2019 указана в документации об электронном аукционе, а именно в Описании объекта закупки Техническом задании).
Комиссия Оренбургского УФАС России также принимает во внимание, что Письмом Министерства финансов РФ от 19.04.2022 г. N 24-06-06/35059 установлено, что Заказчик самостоятельно описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки. При этом описание объекта закупки должно позволять участникам закупки однозначно определить потребности заказчика, чтобы предоставить надлежащее предложение в отношении объекта закупки.
Согласно пункту 12 Правил формирования каталога, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с пунктом 2 Правил использования каталога установлено, что каталог используется заказчиками в целях:
обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе: в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), контракте, реестре контрактов, заключенных заказчиками;
описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции: наименование закупаемого товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Таким образом, заказчик самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными Постановлением N 145, применяет позицию каталога, в том числе выбирает соответствующий цифровой код, с учетом требований к объекту закупки, установленных в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что поскольку КТРУ содержит обязательную для применения позицию товара, характеристики которого в полном объеме соответствуют потребностям Заказчика, а также то обстоятельство, что Заказчиком правомерно включены дополнительные характеристики в описание объекта закупки с учетом его потребностей, нарушений требований ст. 33 Закона о контрактной системе, п. 7 утвержденных Правил N145 в части описания объекта закупки согласно требованиям каталога товаров, работ и услуг с учетом дополнительных характеристик, в действиях заказчика не усматривается.
Кроме того, Комиссия, оценив условия документации о проведении аукциона в электронной форме на поставку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания спортивной площадки для игры в футбол и беговых дорожек, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Войкова, 15 (номер извещения N 0353300125022000003), пришла к выводу о том, что сформулированные в ней требования не являются обстоятельством, свидетельствующим об ограничении количества участников закупки, поскольку действующее законодательство предоставляет государственному заказчику право на организацию торгов по закупке именно того товара, который он счел необходимым.
Частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено право любого участника закупки, общественного объединения, объединения юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок, обжаловать положения документации об аукционе.
Кроме того, из содержания п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что жалоба должна содержать доводы, свидетельствующие о ее обоснованности.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Закона о контрактной системе, Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, а также доказательств того, каким образом действия Заказчика нарушают его права и законные интересы, доказательств наступления последствий в виде ограничения конкуренции.
В связи с чем, доводы Заявителя признаются необоснованными в связи с отсутствием документального подтверждения приведенных доводов и их обоснованности.
Помимо прочего, Комиссия Оренбургского УФАС России также считает необходимым отметить, что настоящий Заявитель, обжалуя положения документации о закупке - фактически принял участие в обжалуемой закупке, тем самым, в соответствии с ч.5 ст.43 Закона о контрактной системе, выразил согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
При этом установлено, что в соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2022 NИЭА1, заявка N157 (ООО "ЭКО-ГРАСС") была отклонена комиссией по осуществлению закупок заказчика на основании п.1 ч.12 ст. 48 Закона о контрактной системе со следующей формулировкой "Несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки".
Из представленных в материалы проверки документов, а также заявок участников аукциона, Комиссией установлено, что в п.1.15 предложения о качественных характеристиках товара "Волокно имеет в пучке нити с профилем" участник указывает "Три ребра жесткости / С-образная с ребром жесткости", в п.2.3.7 предложения о качественных характеристиках товара "Фракция терракотового гранулята EPDM в составе верхнего слоя двуслойного рулонного покрытия, неизменяемый диапазон значений" Участник указывает "0,7-1,5" без указания конкретной единицы измерения.
При этом, Инструкцией Заказчика предусмотрено, что Знак "/" приравнивается по своему значению союзу "или" (например: Диаметр троса, мм 5/7 (равно как - 5 мм или 7 мм), следовательно, участник в своей заявке должен указать конкретное (одно) значение (вид, величину), конкретную (одну) характеристику товара из указанных характеристик, перечисленных с помощью указанного знака.
В свою очередь, по характеристике в п.2.3.7 согласно Инструкции Заказчика, Участник закупки при подаче заявки обязан указать наименования показателей, конкретные значения параметров и единицы измерения по каждому параметру товара, при этом в случае, если Заказчиком единицы измерения размеров не указаны считать, что они указаны в миллиметрах).
На уточняющий вопрос Комиссии представитель ООО "ЭКО-ГРАСС" пояснил, что, заявка была подана Заявителем лишь с целью "проверки" действий комиссии Заказчика в части установления соответствия предлагаемых Заявителем характеристик - характеристикам товара Заказчика, при этом, подавая заявку на участие, Заявитель не планировал исполнять условия контракта,
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭКО-ГРАСС" на действия МБУДО "Детско-юношеская спортивная школа" города Сорочинска Оренбургской области при проведении аукциона в электронной форме на поставку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания спортивной площадки для игры в футбол и беговых дорожек, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Войкова, 15 (номер извещения N 0353300125022000003) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 24 июня 2022 г. N 056/06/33-469/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2022