В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 171-п от 23.06.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:., Членов Инспекции:.,
Рассмотрение осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя ООО "МПТОРГ" - по доверенности, директора ООО "МПТОРГ" -,
представители государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Гайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" на рассмотрении не присутствовали, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Гайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (вх. N6050 от 23.06.2022 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "МПТОРГ" (ИНН: 5612087159), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на поставку кондитерских изделий (номер извещения N 0853500000321009820),
УСТАНОВИЛА:
23.06.2022 г. (вх. N 6050) в Оренбургское УФАС России поступило обращение государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Гайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее -Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "МПТОРГ" (ИНН: 5612087159) (далее - Поставщик) в связи с односторонним расторжением контракта на поставку кондитерских изделий (номер извещения N 0853500000321009820) (далее - закупка).
Из обращения Заказчика установлено, что между ГБУСО "Гайский детский дом-интернат" и ООО "МПТОРГ" по результатам электронного аукциона заключен государственный контракт N 0853500000321009820 от 27.12.2021 г. на поставку кондитерских изделий на сумму 261 719,58 рублей. В соответствии с п. 3.1. поставка товара по заявкам осуществляется в течение трех рабочих дней со дня отправки заявки Заказчиком. Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за три рабочих дня до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 12.1 контракта - до 31.12.2022 г. В нарушение п. 1.1. и п. 3.1. контракта Поставщиком неоднократно допускались нарушения сроков поставки товаров. 01.06.2022 г. в адрес поставщика была направлена претензия исх. N 149 с требованием исполнить направленные заказчиком заявки от 13.05.2022 и от 20.05.2022 г. По состоянию на 07.06.2022 г. Поставщиком заявки не исполнены. В соответствии с п. 11.5. Сторона должна дать в письменной форме ответ на претензию по существу в срок не позднее трех рабочих дней с даты получения претензии. В связи с чем, руководствуясь пп. 11.2-11.3 контакта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 0853500000321009820 от 27.12.2021 г. на поставку кондитерских изделий.
Представители ООО "МПТОРГ" в ходе заседания пояснили, что у Общества намерений уклониться от исполнения условий контракта не имелось, кроме того, обращает внимание Инспекции, что ООО "МПТОРГ" является добросовестным поставщиком на рынке поставок продукции уже более 25 лет, добросовестно исполнены 3 165 государственных контрактов. В силу специфики поставляемых товаров наценка на них невысокая и резкое февральское форс-мажорное изменение конъюнктуры рынка поставило Общество в невозможные рамки исполнения, что послужило причиной расторжения. С учётом того, что деятельность ООО "МПТОРГ" связана исключительно с поставкой продуктов питания, резкое повышение цен оказывает негативное воздействие на деятельность компании.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав пояснения сторон, установила следующее:
24.11.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку кондитерских изделий (номер извещения N 0853500000321009820).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 315 335,92 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 13.12.2021 N0853500000321009820-3 победителем признано ООО "МПТОРГ" с предложением о цене контракта в размере - 261 721,32 рублей.
27.12.2021 г. между Заказчиком и ООО "МПТОРГ" был заключен государственный контракт N 0853500000321009820 от 27.12.2021 г. на поставку кондитерских изделий (далее - Контракт).
Цена Контракта составила (п.2.1) - 261 719,58 (Двести шестьдесят одна тысяча семьсот девятнадцать рублей 58 копеек).
Согласно разделу 1 Контракта
"1.1. Поставщик обязуется передать в собственность кондитерские изделия (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
1.2. Наименование и количество поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту). Функциональные, технические и качественные характеристики Товара установлены в Техническом задании (Приложение N 2 к настоящему Контракту)...".
В соответствии с п. 3.1. Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 3 (трех) рабочих дней со дня отправки Заявки Заказчиком.
Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 12.1 настоящего Контракта - до 31.12.2022 г.
Из представленных в материалы проверки документов, Инспекцией Оренбургского УФАС России установлено, что в нарушение п. 1.1. и п. 3.1. Контракта Поставщиком неоднократно допускались нарушения сроков поставки товаров.
Установлено, что 01.06.2022 г. Заказчиком в адрес Поставщика была направлена претензия исх. N 149 от 01.06.2022 г. с требованием исполнить направленные Заказчиком заявки от 13.05.2022 и от 20.05.2022 г. Согласно материалам проверки, товар по Контракту, по состоянию на 07.06.2022 г., Поставщиком не поставлен.
В соответствии с п. 11.5. Сторона должна дать в письменной форме ответ на претензию по существу в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты получения претензии.
При этом, из представленных в материалы проверки документов следует, что Обществом какие-либо письменные уведомления, гарантийные письма о поставке товара в адрес Заказчика не направлялись.
Представители Общества пояснил, что на сегодняшний день товар поставлен в адрес Заказчика на сумму 121 260, 14 рублей, что составляет 48% от общей суммы контракта (документы об исполнении представлены в материалы проверки). Кроме того, с самого момента заключения настоящего контракта, Общество добросовестно подошло к исполнению своих обязательств в рамках контракта и регулярно осуществляло и продолжает осуществлять поставки остального товара на основании заявок согласно спецификации. Уточняют, что ранее подобных нарушений у ООО "МПТОРГ" не возникало, ситуация сложилась по объективным причинам, связанным с ситуацией на товарном рынке, возникшей ввиду резкого повышения цен и отсутствием поставок с заводов. При этом Поставщиком предпринимались все возможные попытки урегулировать сложившуюся ситуацию. Так как срок у кондитерских изделий короткий, а по контракту остаточный срок должен был быть не менее 6 месяцев и контракт заключен до 31.12.2022 г, запастись объемом данного товара по контракту было невозможно. Также сотрудники ООО "МПТОРГ" постоянно узнавали у представителей заводов о наличии товара и возможном снижении цены. ООО "МПТОРГ" всегда были на связи с сотрудниками ГБУСО "Гайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", предлагалась к поставке замена данных позиции из данной спецификации на сумму контракта. По данному контракту из 6 позиций спецификации, у Поставщика имелась возможность поставлять 3 позиции (печенье сладкое (овсяное), печенье сладкое (сахарное), пряники). Поставщиком неоднократно предлагалось рассмотреть возможность увеличения этих позиций за счет уменьшения позиций, цены на которые повысились, в частности, на печенье сладкое (затяжное), печенье сладкое (прослоенное), вафли. Обращают внимание на то, что с момента заключения Контракта, Поставщик добросовестно выполнял свои обязательства и регулярно осуществляет поставки товара в рамках действующих и исполненных контрактов. На протяжении долгих лет сотрудничества ООО "МПТОРГ" с ГБУСО "Гайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" все ранее заключенные договора были исполнены добросовестно в полном объеме.
Порядок расторжения контракта установлен разделом 12 заключенного Контракта, в частности.
"12.2. Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
12.3. Информация о Поставщике, с которым Контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, включается в установленном Законом N 44-ФЗ порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)_"
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме, Заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно пункту "в" части 6 Закона N 360-ФЗ в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 12.2 Контракта, расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
07.06.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку кондитерских изделий N 0853500000321009820 от 27.12.2021 г.
07.06.2022 г. указанное решение размещено Заказчиком в Единой информационной системе, а также направлено в адрес Общества посредством электронной почты.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
Поскольку одиннадцатый день выпадал на выходной день (то есть, 18.06.2022, суббота, не рабочий день), следовательно, указанный день переносится на ближайший рабочий день, которым является 20.06.2022 (понедельник, рабочий день).
Таким образом, учитывая положения ч. 12, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 20.06.2022 г.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции действующей на момент размещения закупки), информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений действующего законодательства. Последствием включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. О недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе. Между тем, из материалов дела не усматриваются признаки намеренного уклонения от заключения указанного контракта, доказательств обратного на момент рассмотрения дела не представлено.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, принимая во внимание, что контракт исполнен на 48%, Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий ООО "МПТОРГ" не выявила.
Таким образом, Инспекция Оренбургского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "МПТОРГ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Гайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "МПТОРГ" (460024, Оренбургская область, Оренбург город, Телевизионный переулок, дом 1, ОГРН: 1145658031716, ИНН: 5612087159, КПП: 561201001), директора общества с ограниченной ответственностью "МПТОРГ" Василевской Екатерины Васильевны (ИНН 561002508570), учредителя общества с ограниченной ответственностью "МПТОРГ" Василевской Екатерины Васильевны (ИНН 561002508570) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на поставку кондитерских изделий (номер извещения N 0853500000321009820), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции |
|
Члены Инспекции |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 29 июня 2022 г. N РНП-56-08-06-121/2022 (ключевые темы: односторонний отказ - реестр недобросовестных поставщиков - исполнение контракта - детский дом - интернаты)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2022