Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Максимейко Е.В. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителя:
заказчика - ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Новосибирск): (по доверенности),
в отсутствие представителей:
подателя жалобы - ООО "Савир": уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО "Савир" на действия заказчика - ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Новосибирск) при проведении электронного аукциона N 0351100033222000332 на поставку дезинфицирующих средств, начальная (максимальная) цена контракта 927 249 руб. 80 коп.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Савир" с жалобой на действия заказчика - ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Новосибирск) при проведении электронного аукциона N 0351100033222000332 на поставку дезинфицирующих средств.
Суть жалобы ООО "Савир" заключается в следующем.
1. Податель жалобы считает, что в позициях 1 и 2 описания объекта закупки заказчиком установлены неправомерные требования к составу дезинфицирующих средств.
Так, в соответствии с п.1 описания объекта закупки средство содержит в составе "алкилдиметилбензиламмония хлорид - 0,075%, дидецилдиметиламмония хлорид - 0,025%, изопропиловый спирт (пропанол-2) - 40%, н-пропанол - 35%, увлажняющие и смягчающие добавки" ИЛИ "изопропиловый спирт (пропанол-2) - 45%, пропиловый спирт (пропанол-1) - 30%, функциональные и смягчающие добавки".
Податель жалобы считает, что действующие вещества - алкилдиметилбензиламмония хлорид и дидецилдиметиламмония хлорид относятся к группе ЧАС (четвертичные аммониевые соединения), имеют одинаковую направленность по воздействию на микроорганизмы.
По мнению ООО "Савир", заказчик чрезмерно детализировал состав дезинфицирующих средств, поскольку указал конкретные действующие вещества и не подтвердил потребность в товаре. Кроме того, в описании объекта закупки не установлены диапазоны количества действующих веществ в дезинфицирующем средстве.
Согласно п.1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21 кожные антисептики на основе спирта этилового должны содержать не менее: 70% спирта по массе, спирта изопропилового не менее 60% спирта по массе, смеси спиртов должны содержать не менее 60% спиртов по массе.
Вместе с тем, в нарушение СанПиН 3.3686-21 заказчиком предъявлено требование к составу дезинфицирующего средства, противоречащее вышеуказанному положению.
Податель жалобы считает, что установление требований в отношении действующего вещества в составе средства возможно только в случаях, подтверждённых результатами производственного контроля, а также при возникновении аллергических или иных реакций у медицинского персонала, а также отрицательного воздействия действующих веществ на медицинские аппараты и мед. оборудование. При этом, заказчиком в обоснование установления указанных требований не представлены соответствующие подтверждающие документы. Таким образом, действия заказчика нарушают положения п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
2. В пункте 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее - Правила), установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Согласно п.6 Правил в случае представления дополнительной информации, предусмотренной п.5 указанных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Закупаемые заказчиком дезинфицирующие средства включены в позицию КТРУ 20.20.14.000-00000005. Данная позиция КТРУ обязательна к применению заказчиками с 13.12.2020.
Между тем, в нарушение п.6 Правил заказчик не включил в описание объекта закупки обоснование установления дополнительных требований к закупаемому товару.
ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Новосибирск) в возражениях на жалобу ООО "Савир" сообщило следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
При описании объекта закупки заказчиком использована информация позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее". При этом, в описании объекта закупки содержится обоснование необходимости использования дополнительной информации, указанной заказчиком при описании объекта закупки.
По мнению заказчика, описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе, в частности, при указании веществ, входящих в состав дезинфекционных средств, указанных в пунктах 1 и 2 описания объекта закупки, участник закупки вправе выбрать одну из совокупностей компонентов (характеристик), заключенных в кавычки и соединенных альтернативным союзом "ИЛИ" ("алкилдиметилбензиламмония хлорид - 0,075%, дидецилдиметиламмония хлорид - 0,025%, изопропиловый спирт (пропанол-2) - 40%, н-пропанол - 35%, увлажняющие и смягчающие добавки" ИЛИ "изопропиловый спирт (пропанол-2) - 45%, пропиловый спирт (пропанол-1) - 30%, функциональные и смягчающие добавки").
Совокупности требований, установленных в пунктах 1 и 2 описания объекта закупки (с учетом предоставленной участникам закупки возможности выбора одного из альтернативных вариантов состава дезинфекционных средств) соответствует продукция следующих производителей: дезинфицирующее средство "Триосепт-ОЛ" производства ООО "НПО СпецСинтез" (Россия); дезинфицирующие средства (кожные антисептики) "Софта-Ман Изо" и "Софта-Ман Изо Вискораб" производства "Б.Браун Медикал АГ" (Швейцария)/ООО "Гломако" (Россия), что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.
При этом, Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в описании объекта закупки устанавливать характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, наименованиям товара.
Кроме того, по мнению заказчика, указанные подателем жалобы требования СанПиН 3.3686-21 к составу кожных антисептиков касаются химических методов обеззараживания с использованием растворов дезинфицирующих средств для случаев проведения обеззараживания при осуществлении работ с ПБА (патогенными биологическими агентами).
На основании изложенного, ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Новосибирск) считает, что описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с описанием объекта закупки заказчику к поставке требуется средство дезинфицирующее (код позиции КТРУ: 20.20.14.000-00000005), в том числе, со следующими характеристиками:
1. Средство содержит в составе "алкилдиметилбензиламмония хлорид - 0,075%, дидецилдиметиламмония хлорид - 0,025%, изопропиловый спирт (пропанол-2) - 40%, н-пропанол - 35%, увлажняющие и смягчающие добавки" ИЛИ "изопропиловый спирт (пропанол-2) - 45%, пропиловый спирт (пропанол-1) - 30%, функциональные и смягчающие добавки".
2. Средство содержит в составе "алкилдиметилбензиламмония хлорид - 0,075%, дидецилдиметиламмония хлорид - 0,025%, изопропиловый спирт (пропанол-2) - 40%, н-пропанол - 35%, увлажняющие и смягчающие добавки" ИЛИ "изопропиловый спирт (пропанол-2) - 45%, пропиловый спирт (пропанол-1) - 30%, функциональные и смягчающие добавки".
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком не были нарушены положения действующего законодательства, поскольку указанные в описании объекта закупки требования предполагают для участников закупки возможность выбора совокупности компонентов (характеристик), соответствующих поставляемому товару.
Также Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что приложение N 2 СанПиН 3.3686-21, на которое сослался податель жалобы, устанавливает требования к обеспечению проведения обеззараживания при осуществлении работ с ПБА (патогенными биологическими агентами), в частности, с кожными антисептиками. При этом, на заседание Комиссии подателем жалобы не были представлены документы и информация, прямо указывающие на то, что положения приложения N 2 СанПиН 3.3686-21 распространяются на предмет данной закупки. Довод жалобы не подтвержден.
2. Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования КТРУ утверждены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. "в" п.4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п.6 Правил в случае представления дополнительной информации, предусмотренной п.5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Объектом закупки является дезинфицирующее средство, соответствующее позиции КТРУ - 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее".
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что описание объекта закупки сформировано заказчиком в соответствии с указанной позицией КТРУ - 20.20.14.000-00000005. При этом, описание объекта закупки содержит обоснование установления дополнительных характеристик, а именно: средство не требует предварительных подготовительных мероприятий непосредственно перед использованием, что оптимизирует процесс санитарно-эпидемиологической обработки; состав и режимы применения средства определены исходя из предметов (объектов), подлежащих обработке, оценки чувствительности микроорганизмов, циркулирующих в медицинской организации, с учетом обеспечения безопасности персонала и пациентов учреждения; фасовка обеспечивает оптимальное распределение средства между структурными подразделениями исходя из расчетных потребностей, и рациональное расходование.
Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком не были нарушены положения ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, Правил. Довод жалобы не нашел подтверждения.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Савир" на действия заказчика - ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Новосибирск) при проведении электронного аукциона N 0351100033222000332 на поставку дезинфицирующих средств необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Е.В. Максимейко
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 22 июня 2022 г. N 054/06/33-1114/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2022