Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- врио заместителя руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей заказчика - ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова": ___________________________ (по доверенности), ___________________________ (по доверенности);
в отсутствие представителей подателя жалобы - ИП Кремешковой А.А., извещена надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Кремешковой А.А. на положения извещения о проведении электронного аукциона (извещение N 0351100003222000009) на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту приямков, отмостки, цоколя фасада учебного корпуса (этап N3. Облицовка стен гранитом), начальная (максимальная) цена контракта 8 689 823,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилась ИП Кремешковой А.А. с жалобой на положения извещения о проведении электронного аукциона (извещение N 0351100003222000009) на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту приямков, отмостки, цоколя фасада учебного корпуса (этап N3. Облицовка стен гранитом).
Суть жалобы ИП Кремешковой А.А. заключается в следующем.
В извещении о проведении электронного аукциона заказчик установил требование к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 г. N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Соответственно, поскольку сам заказчик относит объект рассматриваемой закупки к объекту культурного наследия, то при осуществлении закупки по реставрации данных объектов должны применятся позиции 1 или 2 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571). Вместе с тем, заказчик, в нарушение требований законодательства о контрафактной системе, не применил вышеуказанные позиции приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571.
ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова" в возражениях на жалобу ИП Кремешковой А.А. сообщило следующее.
Согласно позициям 1 и 2 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 требования предъявляются исходя из работ, являющихся объектом закупки, объектом закупки является - выборочный капитальный ремонт приямков, отмостки, цоколя фасада учебного корпуса (этап N3. Облицовка стен гранитом). Следовательно, к данной закупке применимы требования согласно позиции 10 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. - работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Заказчик также сообщил о том, что согласно Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) понятия "сохранение объекта культурного наследия" и "ремонт" разделены.
Кроме того, согласно разъяснениям Минкультуры от 19.07.2017 г. N 212-01.1-39-ВА "Разъяснение о проведении работ по фасадам объектов культурного наследия" в отличие от реставрационных работ, ремонт фасада объекта культурного наследия в соответствии со статьей 42 Закона об объектах культурного наследия может быть проведен в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Также в указанных разъяснениях сказано, что для проведения ремонта необходимо получить разрешение на проведение ремонтных работ в соответствии с пунктом 5.4 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России от 21.10.2015 N 2625 без прохождения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации.
То есть для любых работ на объекте, относящемуся к памятникам, необходимо получить разрешение на работы, указанное разрешение не выдается без наличия лицензии.
Кроме того, заказчик сообщил, что данная закупка проводится на основании соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 1.1 соглашения предметом соглашения является предоставление учреждению из федерального бюджета в 2022 г. субсидии в целях осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации.
Следовательно, закупка по сохранению объекта культурного наследия является не целевым использованием денежных средств, а также такая закупка не согласовывается учредителем - Министерством науки и высшего образования Российской Федерации к проведению.
Изучив представленные материалы выслушав доводы представителей заказчика по жалобе ИП Кремешковой А.А., Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Пунктом 3 постановления Правительства от 29.12.2021 г. N 2571 предусмотрено, что позиции приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 1 - 5 и 16 и 22 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей.
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ч. 1 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 указанной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 указанной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика пояснили, что после заключения контракта подрядчик сможет приступить к выполнению работ только после получения вышеуказанного разрешения. Вместе с тем, представители заказчика пояснили, что в рамках выполнения работ не будут затрагиваться конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта. Представители заказчика также сообщили, что была разработана общая проектно-сметная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, но в рамках данного электронного аукциона закупаются работы по выборочному капитальному ремонту на объекте, включенные в общую проектно-сметную документацию.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в соответствии со сведениями из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект "Здание госучреждений ("Сибирское подворье"), первый вуз города" включен в реестр объектов культурного наследия (номер в реестре 571410038430005).
На основании вышеизложенного Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что закупаемые заказчиком работы относятся к работам по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Таким образом, довод жалобы нашёл своё подтверждение.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ИП Кремешковой А.А. на положения извещения о проведении электронного аукциона (извещение N 0351100003222000009) на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту приямков, отмостки, цоколя фасада учебного корпуса (этап N3. Облицовка стен гранитом), обоснованной.
2) Признать заказчика нарушившим ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, постановление Правительства РФ N 2571 от 29.12.2021 г.
3) Выдать заказчику и единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4) Передать материалы ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 27 июня 2022 г. N 054/06/42-1134/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2022