Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Мостотрест" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "ЗАСЛОН-ИНЖИНИРИНГ" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 15915-ЭП/22 от 15.06.2022) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на работы по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "путепровод на км 733+527-м а/д Москва-СПб-Выборг в г. Сестрорецке" с предоставлением простых (неисключительных) прав использования лицензий на программы для ЭВМ (извещение номер 0372200290022000083) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 08.06.2022 единой информационной системе, номер извещения 0372200290022000083. Начальная (максимальная) цена контракта - 32 017 064,40 рублей.
В жалобе ООО "ЗАСЛОН-ИНЖИНИРИНГ" указывает на неправомерные Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении незаконных требований к составу заявки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с ч.ч. 2-3 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
- информация о товаре, предусмотренная пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
- информация, предусмотренная пп. "а" и "г" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Извещением о проведении закупки предусмотрены следующие требования к составу заявки:
"2. Подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона, не допускается".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложение N 6 "Спецификация оборудования" к проекту государственного контракта содержит указания на товарные знаки используемого при выполнении работ оборудования, каждый из которых сопровождается словами "или эквивалент".
Вместе с тем, необходимо отметить, что если заказчик устанавливает товарный знак со словами "или эквивалент", то заказчику следует установить параметры эквивалентности, то есть характеристики товара, по которым товар может признаваться эквивалентным. В противном случае, допускается использовать любой товар, который соответствует требованиям проектной документации, государственных стандартов, отраслевого законодательства и иных документов (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 26.09.2019 N АК/84149/19 "О рассмотрении обращения").
В рассматриваемом случае, извещение о проведении закупки параметры эквивалентности товаров отсутствуют, что нарушает ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы является обоснованным.
2. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, указанная в части 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Федеральным законом. Информация, размещенная на официальном сайте, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат размещению в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Описание объекта закупки содержит следующие условия:
"4. Рабочая документация по титулу 024-2020-6 "Оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "Путепровод на км 733+527-м ад Москва-СПб-Выборг в г. Сестрорецке" (далее - рабочая документация).
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 N 1257 "Об утверждении правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу" (далее - постановление Правительства РФ от 24.11.2015 N 1257), установлен порядок обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Рабочая документация разработана с учетом проведенной оценки уязвимости и утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и, соответственно, также является информацией ограниченного доступа.
Согласно п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 N 1257, работа с носителями информации ограниченного доступа выполняется при помощи специально выделенных для этих целей средств вычислительной техники или оборудования, не подключенных к информационно-телекоммуникационным сетям и находящихся в помещениях субъекта транспортной инфраструктуры или специализированной организации, в которые возможность доступа сторонних лиц должна быть исключена. В связи с указанными обстоятельствами рабочая документация объекта транспортной инфраструктуры "Путепровод на км 733+527-м ад Москва-СПб-Выборг в г. Сестрорецке" не опубликована на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Ознакомление с рабочей документацией по титулу 024-2020-6 "Оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "Путепровод на км 733+527-м ад Москва-СПб-Выборг в г. Сестрорецке" производится на основании письменного обращения в адрес СПб ГБУ "Мостотрест" по адресу:
195279, Санкт-Петербург, Индустриальный проспект, д. 42".
В данной части Заказчиком даны следующие пояснения:
"Учреждением в полном объеме соблюдено требование о размещении исчерпывающей информации, влияющей на подготовку участником обоснованного предложения, в том числе ценового, а именно:
- размещена сметная документация, являющаяся неотъемлемой частью рабочей документации,
- размещены требования к товарам, содержащиеся в рабочей документации в виде таблиц показателей характеристик товаров, являющихся приложением к аукционной документации.
Непосредственное местоположение видеокамер, серверов, кабельных линий, указанных на неразмещенных листах проекта с привязкой к конкретному ОТИ, не может повлиять на определение объемов работ и их цену. При этом необходимо отметить, что размещение в открытом доступе информации о непосредственной привязке технических средств обеспечения транспортной безопасности к рассматриваемому ОТИ, содержащейся на чертежах рабочей документации, раскрывает меры субъекта транспортной инфраструктуры по обеспечению транспортной безопасности и может существенно повлиять на уровень безопасности посетителей и сотрудников Учреждения.
Кроме того, поскольку Учреждение является субъектом транспортной инфраструктуры, размещение в открытом доступе рабочей или проектной документации по процедурам, содержащим конфиденциальную информацию, в том числе влияющую на транспортную безопасность, может привести к повышению угрозы совершения на территории ОТИ актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, а следовательно, к возникновению угрозы безопасности движения транспортных средств, человеческим жертвам и разрушению транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
На основании Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон 16-ФЗ), Учреждением при проведении процедур закупок ведется строгий контроль за нераспространением в открытом доступе указанной информации.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона 16-ФЗ сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ, паспортах обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС, являются информацией ограниченного доступа.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 24 ноября 2015 г. N 1257 "Об утверждении правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу" (далее - ПП N 1257), установлен порядок обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС.
Согласно п. 10 ПП N 1257, работа с носителями информации ограниченного доступа выполняется при помощи специально выделенных для этих целей средств вычислительной техники или оборудования, не подключенных к информационно-телекоммуникационным сетям и находящихся в помещениях субъекта транспортной инфраструктуры или специализированной организации, в которые возможность доступа сторонних лиц должна быть исключена.
Рабочая документация по оснащению объекта транспортной инфраструктуры системой обеспечения транспортной безопасности разрабатывается с учетом проведенной оценки уязвимости и утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ, и, соответственно, также является информацией ограниченного доступа.
В связи с указанными обстоятельствами рабочая документация по оснащению объекта транспортной инфраструктуры системой обеспечения транспортной безопасности не была опубликована на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Проектом контракта предусмотрен порядок доступа участника, с которым заключается контракт, к конфиденциальной информации".
Заявителем доказательств обратного не представлено, в связи с чем данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЗАСЛОН-ИНЖИНИРИНГ" обоснованной в части доводов о нарушении правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 июня 2022 г. N 44-1844/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2022
Решением Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 ноября 2022 г. по делу N А56-79440/2022 настоящее решение признано недействительным в части признания в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 33 Закон N 44-ФЗ