Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская стоматологическая поликлиника N 33" (далее - Заказчик):
ООО "Порядок" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 16320-ЭП/22 от 20.06.2022) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию кондиционерного оборудования в 2022 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 10.06.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200075122000046. Начальная (максимальная) цена контракта - 292 000, 00 рублей.
В жалобе ООО "Порядок" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки, в части установления противоречивых требований, не позволяющих определить потребность Заказчика.
Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы с другой стороны описание объекта закупки не должно необоснованно ограничивать количество участников закупки.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что объект рассматриваемой закупки описан Заказчиком в Приложении N1 к Извещению о проведении электронного аукциона.
В частности, Заказчиком помимо прочего установлено следующее требование:
Восстановление теплоизоляции фреонопровода |
по мере необходимости |
- демонтаж старой теплоизоляции, имеющей менее 50% дефектов; - монтаж новой изоляции типа K Flex, имеющей более 50% дефектов. |
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует, что из вышеприведённого требования к работам следует, что участник закупки должен демонтировать менее дефектную теплоизоляцию и заменить ее на теплоизоляцию с большим количеством дефектов, что не может соответствовать целям и задачам процедуры закупки.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что при установлении указанного требования была допущена техническая ошибка и участник закупки должен заменить более дефектную теплоизоляцию.
Указанные пояснения представителя Заказчика также подтверждены разъяснениями положений извещения, размещенными в ЕИС, в силу которых Заказчик имеет ввиду замену старой теплоизоляции, имеющей износ более 50% (при визуальном осмотре), на новую, по мере необходимости.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в указанной части описание объекта закупки является ненадлежащим, поскольку не в полной степени определяет потребности Заказчика, а, следовательно, не удовлетворяет требованиям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушает п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В остальной же части жалобы Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными, поскольку частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих утверждение подателя жалобы о том, что отсутствие в составе описания объекта закупки сведений о месте установки наружных блоков, сведений о высоте фасада не позволяет сформировать предложение и подать заявку на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия УФАС находит жалобу частично обоснованной.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссия УФАС отмечает следующее.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
17.06.2022 Заказчиком в единой информационной системе размещены разъяснения положений документации об аукционе следующего содержания:
"Предмет запроса: разъяснение положений извещения об осуществлении закупки
Общие сведения о процедуре | |
Номер извещения |
0372200075122000046 |
Номер редакции извещения |
0 |
Краткое наименование процедуры |
Выполнение работ по техническому обслуживанию кондиционерного оборудования в 2022 году
|
Сведения о предмете запроса | |
Тема запроса |
Запрос |
Уважаемый участник!
По первому вопросу сообщаем следующее:
По п.13 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки "Требования к работам, являющимся предметом электронного аукциона" Заказчик имеет ввиду замену старой теплоизоляции, имеющей износ более 50% (при визуальном осмотре), на новую, по мере необходимости.
По второму вопросу уточняем:
- наружные блоки установлены на фасаде здания 3-го (высота 9 метров) и 4-го (высота 12 метров) этажей, а также в подвальном помещении.
Заказчиком не определена необходимость применения автовышки и промышленных альпинистов".
При этом, размещая указанные разъяснения, Заказчиком не был указан предмета запроса, что является прямым нарушением установленного порядка дачи разъяснений извещения.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. При этом, Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы Заявителя и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1 Признать жалобу ООО "Порядок" частично обоснованной.
2 Признать в действиях Заказника нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч. 2 ст. 33) ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3 Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 июня 2022 г. N 44-1861/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2022