Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 3" (далее - Заказчик):
ООО "БМЦ" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 16462-ЭП/22 от 21.06.2022) на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку систем ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы(ультразвуковых аппаратов для исследования сердца и сосудов) в рамках реализации программы модернизации первичного звена здравоохранения Санкт-Петербурга для нужд СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 3" в 2022 г. (извещение
N 0172200002322000044) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение об осуществлении закупки размещено 02.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002322000044. Начальная (максимальная) цена контракта - 17 141 666, 66 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, которые выразились, по мнению Заявителя, в неправомерном отклонении его заявки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе,при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств",в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.06.2022 NИЭА1, заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:
Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (Отклонение по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) На основании подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 8 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями), выявление недостоверной информации (характеристики предлагаемого участником закупки товара), содержащейся в заявке на участие.
Обоснование решения об отклонении заявки N 112093992:
При проверке регистрационных удостоверений и Руководств по эксплуатации РДСН.941118.005 РЭ и РДСН.941118.010 РЭ в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения https://www.roszdravnadzor.gov.ru/), предлагаемых к поставке медицинских изделий Система ультразвуковая диагностическая медицинская "РуСкан 65" по ТУ 26.60.12-003-98204792-2019 с принадлежностями и Система ультразвуковая диагностическая медицинская "РуСкан 70П" по ТУ 26.60.12-004-98204792-2020 с принадлежностями, было выявлено предоставление недостоверной информации:
N п/п |
Характеристика (параметр) |
Наличие функции или величина параметра |
Предлагаемый к поставке "РуСкан 65" |
2.33 |
Нормативный (назначенный) срок эксплуатации, лет |
Не менее 7 |
Не менее 5 (стр. 35 Руководства по эксплуатации РДСН.941118.005 РЭ) |
7.7 |
Динамический диапазон, дБ |
Не менее 258 |
256 (стр. 225 Руководства по эксплуатации РДСН.941118.005 РЭ) |
11.1.3 |
Высота, мм |
Не более 1500 |
1710 (стр. 56 Руководства по эксплуатации РДСН.941118.005 РЭ) |
11.1.4 |
Масса, кг |
Не более 60 |
80 (стр. 56 Руководства по эксплуатации РДСН.941118.005 РЭ) |
12.1.2 |
Потребляемая мощность, кВА |
Не более 0,3 |
800 ВА= 0,8кВА (стр. 58 Руководства по эксплуатации РДСН.941118.005 РЭ) |
N п/п |
Характеристика (параметр) |
Наличие функции или величина параметра |
Предлагаемый к поставке "РуСкан 70п" |
8 |
Нормативный (назначенный) срок эксплуатации, лет |
Не менее 7 |
Не менее 5 (стр. 23 Руководства по эксплуатации РДСН.941118.010 РЭ) |
15.2 |
Ширина, мм |
Не более 345 |
384 (стр. 38 Руководства по эксплуатации РДСН.941118.010 РЭ) |
15.4 |
Масса, кг |
Не более 5,2 |
6,1 (стр. 38 Руководства по эксплуатации РДСН.941118.010 РЭ) |
16.2 |
Потребляемая мощность, кВА |
Не более 0,136 |
200 ВА= 0,2кВА (стр. 569 Руководства по эксплуатации РДСН.941118.010 РЭ) |
В соответствии с п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в составе Приложения N 1 к извещению о проведении электронного аукциона.
Из содержания заявки Заявителя следует, что в отношении предлагаемого к поставке участником закупки товара указаны характеристики, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В свою очередь, из содержания заявки Заявителя следует, что участником закупки предлагается к поставке Система ультразвуковая диагностическая медицинская "РуСкан 65" по ТУ 26.60.12-003-98204792-2019 с принадлежностями и Система ультразвуковая диагностическая медицинская "РуСкан 70П". Указанное обстоятельство не ставится под сомнение и не опровергается Заявителем.
Анализ характеристик, указанных товарных позиций, свидетельствует о том, что они имеют характеристики, отличные от тех, что были указаны Заявителем в составе заявки на участие в рассматриваемой закупке (указанные обстоятельства подтверждаются содержанием руководств по эксплуатации на указанные товары РДСН.941118.005 РЭ и РДСН.941118.010 РЭ и не опровергаются Заявителем).
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что участником закупки в составе заявки представлены недостоверные сведения.
Надлежащих доказательств того, что на момент подачи заявки участником представлены достоверные сведения относительно предлагаемого им к поставке товара Заявителем не представлено.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае у аукционной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика имелись достаточные основания для принятия решения о несоответствии заявки Заявителя требованиям извещения, приняв оспариваемое Заявителем решение, аукционная комиссия действовала в порядке, установленном нормами Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссия УФАС отмечает следующее.
В силу пп. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия УФАС отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещении, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования установленного на объекте Заказчика с оборудованием иных производителей, а также определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также, в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке, и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары, в противном случае, пренебрежение указанными действиями указывает на избыточность потребительских свойств товара, что не допустимо ст. 19 Закона о контрактной системе.
При этом, Заказчику требуется обладать документальным подтверждением такой несовместимости или обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями. На основании вышеизложенного,в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемый Заказчику товар, обладающий уникальными потребительскими свойствами наряду с иными характеристиками, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС отмечает, что согласно ранее принятому
Санкт-Петербургским УФАС решению по делу 44-1701/22 Заявителем было указано, что описание объекта закупки с совокупностью установленных требований в отношении объекта закупки соответствует изделию единственного производителя General Electric. В свою очередь, Заказчиком в рамках рассмотрения указанного дела даны пояснения, согласно которым под описание объекта закупки подходят изделия как минимум двух производителей. Помимо изделия производителя General Electric, также
Canon Aplio A550, система ультразвуковой диагностической медицинской "РуСкан 65" по ТУ 26.60.12-003-98204792-2019 с принадлежностями, система ультразвуковой диагностической медицинской "РуСкан 70П" по ТУ 26.60.12-004-98204792-2020 с принадлежностями, что, в том числе, подтверждается фактическими обстоятельствами дела и сведениями, указанными в поданных участниками заявках на участие в закупке.
Вместе с тем, с учетом принятого аукционной комиссией решения, а также дополнительных пояснений Заказчика и представленных сторонами документов и сведений, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что характеристики оборудования Canon Aplio A550, системы ультразвуковой диагностической медицинской "РуСкан 65" по ТУ 26.60.12-003-98204792-2019 с принадлежностями, системы ультразвуковой диагностической медицинской "РуСкан 70П" по ТУ 26.60.12-004-98204792-2020 с принадлежностями не соответствуют требованиям, что были установлены Уполномоченным органом, Заказчиком в извещении, а, следовательно, указанное оборудование не может быть предложено для поставки в рамках указанной закупки.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что совокупность имеющихся материалов, а также обстоятельства рассматриваемого дела указывают на то, что под описание объекта закупки, содержащееся в извещении о проведении аукциона, подпадает образование производимое единственным хозяйствующим субъектом - General Electric
На заседании Комиссии УФАС Заказчик не представил доказательств, опровергающих то обстоятельство, что описанный им товар содержит характеристики, характерные для оборудования производимого единственным производителем, также Заказчиком не приведено обоснования необходимости приобретения товара, именно с теми, конкретными характеристиками, которые были указаны им при описании объекта закупки без возможности предложить к поставке эквивалентный товар, в том числе, с улучшенными потребительскими свойствами и функционалом.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установив вышеуказанные требования, Уполномоченный орган, Заказчик допустил нарушения ч. 2 ст. 42 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выявленные в Уполномоченного органа, Заказчика нарушения законодательства о контрактной системе являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БМЦ" необоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения ч. 2 ст. 42 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Уполномоченного органа, Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 июня 2022 г. N 44-1891/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2022