Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителя Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Республиканская детская стоматологическая поликлиника" (далее - заказчик), в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Медторгопт" (далее - заявитель, ООО "Медторгопт"), действующего на основании доверенности от 21.04.2022 б/н, надлежащим образом извещенных уведомлением N1691-1/4 от 16.06.2022, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Медторгопт", рассмотрев жалобу ООО "Медторгопт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0379200010322000031 "Оказание услуг по Транспортированию медицинских отходов с территории учреждения специализированным автотранспортом с последующим их обезвреживанием и поставкой товара для нужд РГБЛПУ РПЦ" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "Медторгопт" на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, описание объекта закупки аукциона составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО "Медторгопт" в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в описание объекта закупки.
Рассмотрение жалобы ООО "Медторгопт" Комиссией состоялось 22 июня 2022 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Медторгопт", проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав представителей заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
08.06.2022 в 00:39 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0379200010322000031 "Оказание услуг по Транспортированию медицинских отходов с территории учреждения специализированным автотранспортом с последующим их обезвреживанием и поставкой товара для нужд РГБЛПУ РПЦ" (извещение о проведении аукциона - 08.06.2022 в 00:39 ч.) для неограниченного количества участников путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 3 366 522,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 18.06.2022; Дата и время окончания срока подачи заявок - 18.06.2022.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлен объект закупки - транспортирование медицинских отходов с территории учреждения специальным автотранспортом с последующим их обезвреживанием, код ОКПД2 - 38.22.29.000.
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N14-ст, содержит коды ОКПД2 - 38.22.29.000 - Услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологических опасных отходов; 20.20.14.000 - Средства дезинфекционные.
Техническое задание содержит 31 позицию, в том числе Пакеты белого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса А (неопасные отходы), размером 500*600 мм, 12000 шт.; Пакеты желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б (опасные, рискованные отходы), размером 330*600 мм, 4000 шт.; Пакеты желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б (опасные, рискованные отходы), размером 500*600 мм, 6000 шт; Пакеты белого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса А (неопасные отходы), размером 500*650 мм, 3000 шт.; Пакеты желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б (опасные, рискованные отходы), размером 700*800 мм, 2500 шт.; Пакеты желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б (опасные, рискованные отходы), размером 700*1100 мм, 2000 шт.; Пакеты желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б (опасные, рискованные отходы), размером 600*1000 мм, 7000 шт.; Емкость для сбора острого инструментария класса Б в объёме 1,5л, 400шт.; Емкость для сбора острого инструментария класса Б в объёме 0,55л, 460шт; Емкость-контейнер для сбора острого инструментария кл. Б, одноразовая, 0,25 л, 500 шт.; Бак для сбора медицинских отходов класса А, 12 л, 100шт; Бак для сбора медицинских отходов класса Б, 12 л 50шт.; Бак для сбора медицинских отходов класса Б, 50 л., 20шт.; Средство дезинфицирующее на основе перекиси водорода, ЧАС, поверхностно-активных веществ и вспомогательных компонентов, 30шт.; Средство дезинфицирующее на основе композиции:ЧАС +Третичный амин + Гуанидин+ Поверхностно-активные вещества (ПАВ) + Вспомогательные компоненты, 40шт.; Дезинфицирующее средство с содержанием ЧАС и функциональных добавок, 30шт.; Средство дезинфицирующее на основе композиции: ЧАС+СПИРТЫ+ ГУАНИДИН+ ТРЕТИЧНЫЙ АМИН+(ПАВ), 20шт; Средство дезинфицирующее на основе композиции: аммониевые соединения (ЧАС): бензалкония хлорид, алкилдиметилбензиламмония хлорид, алкилтриметиламмония хлорид и дидецилдиметиламмония хлорид, 50шт.; Дезинфицирующее средство, 30шт.; Средство дезинфицирующее - кожный антисептик, 400шт; Средство дезинфицирующее - кожный антисептик, 300шт.; Дезинфицирующее средство на основе композиции ЧАС+АЛЬДЕГИД, глутарового альдегида, глиоксаля, дидецилдиметиламмония хлорида, 20шт.; Разработка проекта инструкции, в которой определена процедура обращения с медицинскими отходами в учреждении; Разработка и предоставление инструктивного материала для проведения предварительного и ежегодного инструктажа по безопасному обращению с медицинскими отходами лиц, привлеченных к работам по обращению с медицинскими отходами, разработка тестов для проверки уровня знаний персонала; Предоставление информационного материала по иммунизации персонала в соответствии с национальным и региональным календарем профилактических прививок; Предоставление информационного материала по объемам и срокам прохождения персоналом предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; Транспортирование медицинских отходов с территории учреждения специализированным автотранспортом с последующим их обезвреживанием 4000 кг; Предоставление документации для учета медицинских отходов технологического журнала учета отходов в структурном подразделении; Технологический журнал учета медицинских отходов организации; Предоставление инструктивного материала по разработке программы производственного контроля за сбором, временным хранением, обезвреживанием медицинских отходов.
Заказчиком установлено, что для оказания услуг по предмету данной закупки организация-исполнитель обязана иметь в соответствии с действующим законодательством санитарно-эпидемиологическое заключение на здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемое для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п. 5 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 N99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
При этом, заказчиком в извещении о проведении аукциона не установлены требования к участникам закупки на оказание услуг в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с письмом ФАС России от 09.02.2015 NАЦ/5147/15, в целях поддержания благоприятной конкурентной среды, предотвращения ограничения и устранения конкуренции при закупках для государственных и муниципальных нужд необходимым избегать объединения лицензируемых и нелицензируемых видов работ в один лот, поскольку такое формирование объекта закупки потенциально ведет к снижению количества участников закупки.
Техническое задание содержит 31 позицию, 22 из которых не подлежат лицензированию, а именно Пакеты белого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса А (неопасные отходы), размером 500*600 мм, 12000 шт.; Пакеты желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б (опасные, рискованные отходы), размером 330*600 мм, 4000 шт.; Пакеты желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б (опасные, рискованные отходы), размером 500*600 мм, 6000 шт; Пакеты белого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса А (неопасные отходы), размером 500*650 мм, 3000 шт.; Пакеты желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б (опасные, рискованные отходы), размером 700*800 мм, 2500 шт.; Пакеты желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б (опасные, рискованные отходы), размером 700*1100 мм, 2000 шт.; Пакеты желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б (опасные, рискованные отходы), размером 600*1000 мм, 7000 шт.; Емкость для сбора острого инструментария класса Б в объёме 1,5л, 400шт.; Емкость для сбора острого инструментария класса Б в объёме 0,55л, 460шт; Емкость-контейнер для сбора острого инструментария кл. Б, одноразовая, 0,25 л, 500 шт.; Бак для сбора медицинских отходов класса А, 12 л, 100шт; Бак для сбора медицинских отходов класса Б, 12 л 50шт.; Бак для сбора медицинских отходов класса Б, 50 л., 20шт.; Средство дезинфицирующее на основе перекиси водорода, ЧАС, поверхностно-активных веществ и вспомогательных компонентов, 30шт.; Средство дезинфицирующее на основе композиции:ЧАС +Третичный амин + Гуанидин+ Поверхностно-активные вещества (ПАВ) + Вспомогательные компоненты, 40шт.; Дезинфицирующее средство с содержанием ЧАС и функциональных добавок, 30шт.; Средство дезинфицирующее на основе композиции: ЧАС+СПИРТЫ+ ГУАНИДИН+ ТРЕТИЧНЫЙ АМИН+(ПАВ), 20шт; Средство дезинфицирующее на основе композиции: аммониевые соединения (ЧАС): бензалкония хлорид, алкилдиметилбензиламмония хлорид, алкилтриметиламмония хлорид и дидецилдиметиламмония хлорид, 50шт.; Дезинфицирующее средство, 30шт.; Средство дезинфицирующее - кожный антисептик, 400шт; Средство дезинфицирующее - кожный антисептик, 300шт.; Дезинфицирующее средство на основе композиции ЧАС+АЛЬДЕГИД, глутарового альдегида, глиоксаля, дидецилдиметиламмония хлорида, 20шт.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе допускается объединение товаров (работ, услуг) в один лот, если это не приводит к ограничению числа участников закупки.
Действия заказчика по объединению в один лот товаров (работ, услуг), которые обращаются на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы, неправомерны.
Согласно пункту 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.
При этом заказчиком объединены в одну закупку лицензируемые и нелицензируемых виды услуг и товаров.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что заказчиком в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе не установлено требование к участникам закупки о наличии у них лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (с правом выполнения следующих видов работ (услуг): сбор отходов, размещение отходов).
Таким образом, действия заказчика нарушают п.1 ч.1 ст.31, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. При проведении внеплановой проверки размещенной закупки Комиссией Управления были установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно в Извещению об осуществлении закупки установлено, "Срок исполнения контракта, срок исполнения и цена отдельных этапов исполнения контракта - с момента заключения контракта по 01.04.2023 г.", что противоречит сведениям, указанным в п.10 проекта Контракта, а именно: "Настоящий контракт вступает в силу с момента заключения контракта по 30.06.2023 г., в части оплаты - до полного исполнения обязательств".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медторгопт" обоснованной.
2. Признать в действиях Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Республиканский перинатальный центр" нарушения ч.3 ст.7, п.1 ч.1 ст.31, п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 22 июня 2022 г. N 009/06/106-66/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2022