Резолютивная часть решения оглашена 27.06.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО НПК "Курс" (далее - заявитель, общество) на положения извещения электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реконструкции объекта "Реконструкция незавершенного строительства терапевтического корпуса под акушерский корпус для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная городская больница N1" - Облучатель верхнего расположения для фототерапии новорожденных (N закупки 0128200000122003304) в открытом заседании в присутствии представителя заказчика - ГБУ "ОБЛСТРОЙЗАКАЗЧИК" _ (доверенность от 04.05.2022 N 06/22), представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области _ (доверенность от 30.12.2021 N 82).
24.06.2022 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 27.06.2022.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-405/2022 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реконструкции объекта "Реконструкция незавершенного строительства терапевтического корпуса под акушерский корпус для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная городская больница N1" - Облучатель верхнего расположения для фототерапии новорожденных (N закупки 0128200000122003304).
В жалобе заявитель указал, что положения извещения рассматриваемого электронного аукциона нарушают пункт 1 статьи 33, статью 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019, что привело к ограничению количества участников закупки.
В частности заявитель полагает, что требование пункта 6.24 - основание мобильной стойки ограничивает количество участников закупки, так как соответствует одному производителю. Кроме того, не имеется каких-либо данных о том, что П - образное основание стойки обладает каким - либо преимуществом перед Х - образным или пятилучевым основаниями.
Заявитель считает, что описание объекта закупки исключает участие в нем Российских производителей, что является нарушением Постановления Правительства РФ N 878 от 10.07.2019.
На основании изложенного, заявитель просит признать незаконными действия заказчика и устранить ограничения количества участников закупки.
Представитель заказчика возразил относительно существа жалобы, выразив мнение о ее необоснованности, пояснив, что требованиям технического задания соответствуют характеристики не менее чем трех производителей.
Относительно П - образного основания стойки представитель заказчика отметил, что при использовании с инкубаторами новорожденных в реанимации (именно данной стойки) позволяет лампе фототерапии вплотную быть придвинутой к инкубатору для расположения рабочей зоны непосредственно над младенцем.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что со стороны департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не допущено.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
07.06.2022 на официальном сайте в единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N 0128200000122003304 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реконструкции объекта "Реконструкция незавершенного строительства терапевтического корпуса под акушерский корпус для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная городская больница N1" - Облучатель верхнего расположения для фототерапии новорожденных.
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 746 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
В Приложении N 3 к извещению об осуществлении закупки установлено описание объекта закупки - облучателя верхнего расположения для фототерапии новорожденных, приведены технические характеристики.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Показатель, установленный в пункте 6.24 основание мобильной стойки, определен заказчиком в связи с имеющейся потребностью.
Далее Комиссия отмечает, что заказчиком закупается товар с кодом ОКПД 2 26.60.13.180 - аппараты светолечения. Данный код входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В Приложении N 3 к извещению об осуществлении закупки в пункте 2.2 установлены ограничения допуска товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок в соответствии с ч. 3 ст.14 Федерального закона N 44-ФЗ, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Таким образом, заказчиком правомерно установлены ограничения допуска товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия полагает, что заказчиком не были установлены какие-либо особые (нестандартные) или излишние требования к характеристикам поставляемого товара, ограничивающие количество участников закупки.
Косвенным подтверждением отсутствия ограничения конкуренции является тот факт, что на участие в рассматриваемой закупке было подано четыре заявки от участников электронного аукциона.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что положения закона о контрактной системе в сфере закупок не содержат запрета заказчику устанавливать какие-либо конкретные требования к товару. Вместе с тем, установление заказчиком параметров, характеристик, требований к товару может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика.
Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупок.
Комиссия полагает, что доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений статьи 8, а также статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в части создания одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО НПК "Курс" на положения извещения электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реконструкции объекта "Реконструкция незавершенного строительства терапевтического корпуса под акушерский корпус для нужд ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная городская больница N1" - Облучатель верхнего расположения для фототерапии новорожденных (N закупки 0128200000122003304) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 июня 2022 г. N 033/06/33-405/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2022