Резолютивная часть оглашена
22.06.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России А.Р. Баженова, начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России А.С. Корчагиной, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Самарского УФАС России А.Н. Столбовой,
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение администрации городского округа Тольятти о включении сведений об ООО "ОСТО" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: Выполнение работ по устройству съездов для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории городского округа Тольятти (извещение N 0842300004021000514, начальная (максимальная) цена контракта - 830 248,80 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение администрации городского округа Тольятти о включении сведений об ООО "ОСТО" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, ООО "ОСТО" не исполнило обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
11.01.2022 между администрацией городского округа Тольятти и ООО "ОСТО" заключен муниципальный контракт N0842300004021000514_259977 на выполнение работ по устройству съездов для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории городского округа Тольятти.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить работы по устройству съездов для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории городского округа Тольятти (далее - работы), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N2), Перечнем объектов (Приложение N3), Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N4), Расчетом цены контракта (Приложение N6), и сдать результаты выполненных работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить результаты выполненных работ в порядке и на условиях, предусмотренных в настоящем Контракте.
Согласно пункту 1.3. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы на объектах, указанных в Перечне объектов (Приложение N3) (далее - Объекты), в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, государственными стандартами, техническими условиями и Техническим заданием (Приложение N2), с надлежащим качеством и предоставить Заказчику результаты выполненных работ в объеме, с качеством и в сроки, указанные в настоящем Контракте.
Пунктом 4 Технического задания установлены сроки (периоды) выполнения работ:
- в срок по 31.07.2022 года, начиная со дня, следующего за днем заключения муниципального контракта. Срок приемки результатов выполненных работ: в течение 10 рабочих дней после сдачи Подрядчиком отчетных документов, соответствующих требованиям Контракта.
В соответствии с п. 6.2 Контракта Заказчик имеет право требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта и представления надлежащим образом оформленных документов.
В соответствии с пунктом 6.3 Контракта Подрядчик обязан, в том числе:
6.3.1 Выполнить работы в сроки, предусмотренные Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N4 к Контракту).
6.3.2 Обеспечить выполнение работ на Объектах в соответствии со сметными расчетами стоимости работ, включенными в Расчет цены контракта (Приложение N6 к Контракту).
6.3.3 Приступить к работе и выполнить работы, предусмотренные п. 1.1. настоящего Контракта, своевременно и надлежащим образом, в соответствии с действующим законодательством РФ, условиями Контракта и приложениями к нему. Подрядчик обязан приступить к выполнению работ по настоящему Контракту в день, следующий за днем заключения Контракта.
6.3.4 Выполнять работы на Объектах, указанных в Перечне объектов (Приложение N3).
6.3.5 Предоставить список своих уполномоченных представителей с указанием должности, Ф.И.О., контактных телефонов, осуществляющих взаимодействие с представителями Заказчика в рамках действия настоящего контракта и заверенные копии доверенностей на данных представителей, в течение 3-х рабочих дней с даты начала действия настоящего Контракта.
6.3.6 Письменно предоставить Заказчику координаты для связи (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты), в течение 3-х рабочих дней с даты начала действия настоящего контракта, при изменении данных координат информировать Заказчика в течение 1-го рабочего дня с момента таких изменений.
6.3.7 В течение 5 дней с момента заключения Контракта согласовать с Заказчиком форму сводной отчетности о фактическом выполнении работ за прошедший день.
6.3.8 В ходе выполнения работ по Контракту Подрядчик обязан по требованию Заказчика, направлять на адрес электронной почты уполномоченного представителя Заказчика (предоставленный Заказчиком) сводную отчетность о фактическом ходе выполнения работ за прошедший период с даты заключения Контракта, с отражением объемов выполненных работ, материалов фотофиксации.
6.3.9 Производить фотофиксацию Объекта / Объектов до и после выполнения работ, а также фотофиксацию процесса выполнения работ на Объекте / Объектах, в том числе скрытых работ. Хранить снимки в электронном виде и передавать их Заказчику при сдаче работ, в соответствии с п. 4.4.1 настоящего Контракта.
6.3.10 В сроки, установленные п. 4.4.1 настоящего Контракта, сдавать Заказчику работы на основании документов, предоставление которых установлено в п. 4.4.1 настоящего Контракта.
6.3.11 Выполнить работы по настоящему Контракту в сроки, установленные Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N4). Письменно согласовать с Заказчиком очередность производства и сроки сдачи результатов работ на Объекте / Объектах, указанных в Перечне объектов (Приложение N3), с учетом срока завершения работ установленного Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N4).
6.3.15 Разработать и отправить на рассмотрение в ОГИБДД У МВД России по г. Тольятти временную схему организации движения на время производства работ на Объектах.
02.03.2022 за N606/2.2-2 Заказчиком в адрес Подрядчика был направлен запрос графика работ по объекту закупки. Подрядчиком график представлен не был.
11.04.2022 за N1040/2.2 Заказчиком был направлен запрос в ОГИБДД УМВД России по г. Тольятти о согласовании Подрядчиком временных схем организации дорожного движения. Заказчиком получен ответ, согласно которому Подрядчик за согласованием временных схем в ОГИБДД УМВД России по г. Тольятти не обращался.
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств по Контракту, Заказчиком направлено заказным письмом с уведомлением Подрядчику требование (претензия) об уплате штрафов от 12.04.2022 N1050/2.2. Ответ на претензию Подрядчиком не представлен. Письмо по истечении срока хранения 24.04.2022 вернулось на почтовый адрес Заказчика.
19.04.2022 за N1136/2.2-2 Заказчик заказным письмом с уведомлением направил в адрес Подрядчика повторный запрос на предоставление графика работ. Ответ Подрядчиком не представлен. Письмо по истечению срока хранения 02.05.2022 вернулось обратно в адрес Заказчика.
Из обращения Заказчика следует, что по настоящее время Подрядчик не выходит на связь, не получает отправленную на его имя корреспонденцию, к выполнению работ на Объектах не приступил, обязанности, установленные Контрактом, не исполняет.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с Контрактом и на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 17.05.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе 12.2. в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.05.2022 г. решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС, в этот же день направлено на электронный адрес Подрядчика.
19.05.2022 г. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в адрес Подрядчика заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в Контракте.
На момент рассмотрения обращения, письмо Подрядчиком не получено.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 15.06.2022 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для Исполнителя закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта, однако ООО "ОСТО" указанным правом не воспользовалось, в указанный срок нарушения положений контракта не устранило.
Комиссия Самарского УФАС России установила, что на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта обязательства, предусмотренные контрактом, ООО "ОСТО" не выполнены.
Вместе с тем, Комиссии Самарского УФАС России не удалось получить от Подрядчика письменных пояснений относительно нарушения сроков исполнения контракта.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "ОСТО" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "ОСТО" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ОСТО" (ИНН: 6324084883, КПП: 632401001, юридический адрес: 445009, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ТОЛЬЯТТИ, УЛ. ЛЕНИНА, Д. 76, КВ. 50), сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/участнике/учредителе: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АЛМАЗ" (ИНН: 6321424549), ЧЕРНЯЕВА МАРИАННА АНДРЕЕВНА (ИНН: 632402063835) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "ОСТО", ООО "АЛМАЗ", Черняевой М.А. из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 июня 2022 г. N РНП-63-256
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2022