Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии:
Гребенюковой М.Е. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Ким Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителя Филиала Федерального Государственного Казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в г. Мурманске - Николаева А.Г.,
директора ООО "ТКМ Сервис" - Сибирцева Д.А.,
рассмотрев обращение Филиала Федерального Государственного Казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (далее - Заказчик, Учреждение) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТКМ Сервис" (далее- Общество) в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии со статьёй 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078),
УСТАНОВИЛА:
17.06.2022 в Мурманское УФАС России поступило обращение Учреждения о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТКМ Сервис" (ИНН 2901238725, 163065, г. Архангельск, Московский, дом 41, к.2, помещение 21 Н, ком.1) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением Общества от заключения контракта на поставку и монтаж системы видеонаблюдения для ВПП Архангельск для нужд Мурманского филиала ФГКУ Росгранстрой (0349100002322000047).
Обращение о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия установила следующее.
Согласно протоколу подведения итогов от 03.06.2022 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем аукциона признается участник закупки N 111992838 (ООО "ТКМ Сервис"), заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 2 409 390,92 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днём размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
07.06.2022 Заказчик разместил в единой информационной системе (далее - ЕИС) и на электронной площадке проект контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днём размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днём осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части.
В установленный законом срок Общество не разместило подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
17.06.2022 Заказчик составил протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделённые полномочиями в соответствии со статьёй 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Обращение Учреждения о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков было направлено в адрес Мурманского УФАС России в установленный частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе срок, 17.06.2022.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Комиссия полагает, что для решения вопроса о включении сведений в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, учитывая все обстоятельства дела.
Как пояснил представитель ООО "ТКМ Сервис" Общество от заключения контракта с Мурманским филиалом ФГКУ Росгранстрой на поставку и монтаж системы видеонаблюдения для ВПП Архангельск для нужд Мурманского филиала ФГКУ Росгранстрой не уклонялось.
В доказательство названного, ООО "ТКМ Сервис" ссылается, что 03.06.2022 подведены итого аукциона. В этот же день, Заказчик выслал в адрес Общества проект государственного контракта на согласование, с просьбой проверить актуальность, заполнить спецификацию. 06.06.2022 Заказчику отправлен исправленный проект Контракта.
Также в пояснениях ООО "ТКМ Сервис" указывает, что Обществом велась активная работа над получением банковской гарантии при содействии брокера. 14.06.2022 - осуществлена оплата вознаграждения банку за выдачу банковской гарантии. 15.06.2022 - получен сканированный вариант банковской гарантии NLM0706227456 от 15.06.2022.
15.06.2022 Обществом было установлено, что компьютер, на котором был установлен модуль электронно-цифровой подписи, посредством которой осуществлялся доступ к конкурсным процедурам, выключен, попытки включить компьютер не увенчались успехом. В целях ускорения выяснения причины неисправности последовало обращение в сервисный центр ООО "СД".
Подписать контракт у Общества появилась возможность 05-00 16.06.2022, то есть после истечения установленного законом срока.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках проведения закупки обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществлённых с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создаёт условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Пунктом "б" части 14 Постановления N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил выявлено, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Из пояснений представителя Общества следовало, что контракт был не подписан в срок ввиду форс-мажорных обстоятельств.
В то же время, с целью подтверждения намерений заключить и исполнить данный контракт, Общество представило документы, подтверждающие переговоры с Заказчиком о ходе заключения договора, оформление банковской гарантии.
Комиссия полагает, что формальный факт уклонения Общества от заключения контракта, выразившийся в не подписании проекта контракта в регламентированный срок, не свидетельствует о совершении именно виновных, недобросовестных действий, а потому включение сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков не является необходимой мерой ответственности и несоразмерно характеру допущенного нарушения.
Руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Отказать филиалу Федерального Государственного Казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" во включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТКМ Сервис" (ИНН 2901238725, 163065, г. Архангельск, Московский, дом 41, к.2, помещение 21 Н, ком.1) во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением Общества от заключения контракта на поставку и монтаж системы видеонаблюдения для ВПП Архангельск для нужд Мурманского филиала ФГКУ Росгранстрой (0349100002322000047).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: А. В. Неплюева
Е.В. Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 24 июня 2022 г. N 051/06/104-351/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2022