Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Гребенюковой М.Е. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Ким Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей по доверенности:
Государственного областного казённого учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области - исполняющего обязанности начальника учреждения Шварцкова А.А., Улезькова А.П., Болтачевой М.А., Шишкина О.А.,
Комитета по конкурентной политике Мурманской области - Ульяновской А.А.,
Общества с ограниченной ответственностью "Строительный комплекс" - Шевченко И.Н.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительный комплекс" (далее - Заявитель, Общество) на действия Государственного областного казённого учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (далее - Заказчик, Мурманскавтодор) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по устройству автоматического пункта весового и габаритного контроля (АПВГК) на автомобильной дороге Кола - Серебрянские ГЭС с подъездами, км 31", реестровый номер закупки 0149200002322003461 (далее - Торги, Закупка) в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Комитетом по конкурентной политике Мурманской области (далее - Комитет) для нужд Мурманскавтодора проводились торги, извещение о проведении которых было размещено на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 07 июня 2022 года.
Не согласившись с действиями Заказчика по описанию объекта закупки, Общество 19 июня 2022 года обратилось с жалобой в Мурманское УФАС России.
В обоснование жалобы указано:
1. В документации требования к программному обеспечению противоречат запрету на допуск программного обеспечения из иностранных государств, установленному в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N1236;
2. В извещении не установлены ограничения допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 и условия допуска согласно Приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н;
3. В извещении не установлен запрет, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616;
4. В проектной документации имеются указания на товарные знаки конкретных производителей, но отсутствуют параметры их эквивалентности;
5. Указанный в проекте государственного контракта срок оплаты не соответствует положениям действующего законодательства.
Учреждения здравоохранения и Комитет с доводами жалобы не согласились, представили свои возражения.
Жалоба Заявителя рассмотрена дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, выслушав возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Рассматриваемые торги проведены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.11.2015 N 1236, которым установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также случаи, при которых указанный запрет не применяется (далее - Постановление N 1236).
Согласно пункту 2 Постановление N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включённого в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Также, Постановлением N 1236 предусмотрен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включённого в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Поскольку в рамках исполнения контракта предполагается поставка товара - программного обеспечения - заказчиком в извещении был установлен запрет, предусмотренный Постановлением N 1236.
При этом, в пунктах 7.1 и 8.3 Проектной документации 19017-2021-ИЛО-АПВГК, Том 4 (страницы 40, 41, 53) указано следующее требование к вычислительному оборудованию: ПО устанавливается на промышленный компьютер с операционной системой Microsoft Windows XP/Vista/Seven, операционной системы - Linux/ Windows, а также указано, что в качестве средств защиты сетей передачи данных применяется сетевой шлюз безопасности - ViPNet Coordinator в исполнении ViPNet Coordinator HW100 C 4.x.
Данное условие противоречит требованиям извещения в части установленного запрета на допуск программного обеспечения из иностранных государств, поскольку заказчиком не было подготовлено и размещено в ЕИС соответствующее обоснование невозможности соблюдения запрета, предусмотренного Постановлением N 1236, в отношении необходимости наличия именно операционной системы Windows и ViPNet.
Учитывая вышеизложенное, в действиях Мурманскавтодора содержится нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в составе извещения на официальном сайте обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, предусмотренного Постановлением N 1236.
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 10 июля 2019 г. N 878, "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") (далее - Постановление N 878).
Данным Постановлением N 878 утверждён также перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень радиоэлектронной продукции).
Таким образом, ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, установленное Постановлением N 878, применяется к закупаемым товарам, в том числе поставляемым при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, включённым в перечень, являющийся приложением к указанному постановлению.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
При этом пунктом 1 приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к данному приказу.
Таким образом, в случае если поставляемый товар включён в вышеуказанное приложение, то на такой товар распространяются условия допуска, установленные Приказом N 126н.
Как следует из анализа проектной документации и описания объекта закупки в рамках исполнения контракта на выполнение работ предполагается поставка оборудования, которые включены в перечни в соответствии с Постановлением N878 и Приказом N126н:
- 26.51.64.190 "Приборы для измерения параметров движения и количества прочие"
- 26.40.33 "Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения";
- 26.20.40.140 "Средства защиты информации, а также информационные и телекоммуникационные системы, защищённые с использованием средств защиты информации";
- 26.20.40.110 "Устройства и блоки питания вычислительных машин".
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путём проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьёй 14 настоящего Федерального закона.
Следовательно, в извещении о проведении закупки должны быть указаны ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 и условия допуска согласно Приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н.
Вместе с тем, в извещении о проведении рассматриваемой Закупки Заказчиком не указана информация об условиях и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии со статьёй 14 Закона о контрактной системе по Постановлению N878 и Приказу N126н.
Тем самым, Заказчик нарушил пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Данным Постановлением N 616 утверждён также перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.
Вышеуказанные запреты распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга (пункт 4 Постановления N 616).
Таким образом, в случае если предмет контракта включает в себя в том числе поставку оборудования, в отношении которого Постановлением N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, то заказчик в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, указывает информацию о таком запрете, установленном заказчиком в соответствии с положениями Постановления N 616.
Как следует из анализа проектной документации и описания объекта закупки в рамках исполнения контракта на выполнение работ предполагается поставка товара, который включён в перечень в соответствии с Постановлением N 616 (светодиодный светильник, серверное оборудование):
- 27.40.39 "Светильники и осветительные устройства прочие, не включённые в другие группировки";
- 26.20.15 "Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода" (для серверов).
Вместе с тем, в извещении о проведении рассматриваемой Закупки Заказчиком не указана информация о запретах товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии со статьёй 14 Закона о контрактной системе по Постановлению N 616.
Тем самым, Заказчик нарушил пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Довод Заявителя о том, что в проектной документации имеются указания на товарные знаки конкретных производителей, но отсутствуют параметры их эквивалентности, Комиссия Мурманского УФАС России находит несостоятельным по следующим основаниям.
В документе, размещённом в ЕИС, "Описание объекта закупки (техническое задание)" в разделе 2 "Требования к техническим, функциональным характеристикам и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) работы, услуги" Заказчиком указано:
"При выполнении работ должны применяться товары с показателями (характеристиками), указанными в проектной и рабочей документации.
Указания в документации на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара носят информационный характер. При указании на товарный знак читать "или эквивалент". Эквивалентность определяется согласно техническим характеристикам указанного изделия, материала, оборудования".
Таким образом, в данной части жалоба необоснованная.
5. Несостоятельным Комиссия Мурманского УФАС России признаёт и довод Заявителя о том, что указанный Заказчиком в проекте государственного контракта срок оплаты не соответствует положениям действующего законодательства.
Согласно части 11 статьи 6 Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), касающиеся срока оплаты поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги, составляющего не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приёмке, предусмотренного частью 7 статьи 94 указанного Федерального закона, применяются в отношении заказчиков, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, автономными и бюджетными учреждениями, созданными Российской Федерацией, с 1 июля 2022 года при определении такими заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупках направлены с 1 июля 2022 года, или при заключении такими заказчиками с 1 июля 2022 года контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
В данной части жалоба Заявителя также признаётся необоснованной.
На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительный комплекс" на действия Государственного областного казённого учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по устройству автоматического пункта весового и габаритного контроля (АПВГК) на автомобильной дороге Кола - Серебрянские ГЭС с подъездами, км 31", реестровый номер закупки 0149200002322003461, частично обоснованной.
2. Признать Государственное областное казённое учреждение по управлению автомобильными дорогами Мурманской области нарушившим часть 3 статьи 14, пункт 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
Е.В. Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 24 июня 2022 г. N 051/06/106-359/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2022