Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Гребенюковой М.Е. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Ким Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей по доверенности:
Мурманского муниципального казённого учреждения "Управление закупок" - Никульшиной К.Н.,
Общества с ограниченной ответственностью "Мурстрой" - Овчаренко Е.П.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурстрой" (далее - Заявитель, Общество) на действия Мурманского муниципального казённого учреждения "Управление закупок" (далее - Управление закупок, Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Система вентиляции МБОУ г. Мурманска "Средняя общеобразовательная школа N 49", по адресу: улица Мира, дом 12"", реестровый номер закупки 0849300004922000312 (далее - Торги, Закупка) в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Управлением закупок для нужд Мурманского муниципального казённого учреждения "Управление капитального строительства" проводились торги, извещение о проведении которых было размещено на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 03 июня 2022 года.
Не согласившись с действиями Заказчика по отклонению независимой гарантии, Общество 17 июня 2022 года обратилось с жалобой в Мурманское УФАС России.
В обоснование жалобы указано, что комиссией принято незаконное равно необоснованное решение об отклонении заявки Общества на участие в закупке
Управление закупок с доводами жалобы не согласились, представили свои возражения.
Жалоба Заявителя рассмотрена дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, выслушав возражения Управления закупок, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Рассматриваемые торги проведены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.06.2022 членами комиссии Уполномоченного органа были рассмотрены две заявки, поданные на участие в электронном аукционе, а также информация и документы, направленные оператором электронной площадки. По результатам рассмотрения заявок и информации, Комиссией принято решение отклонить заявку общества с ограниченной ответственностью "Мурстрой" (номер заявки 89), по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Электронный аукцион признан несостоявшимся на основании пункта 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, так как по результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе комиссия отклонила все такие заявки.
В качестве обоснования причин отклонения заявки Управлением закупок в протоколе подведения итогов определения поставщика указано следующее: "Участнику закупки отказано в принятии независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в связи с несоответствием независимой гарантии условиям, указанным в части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также несоответствием независимой гарантии требованиям, содержащимся в подпункте 7 подпункта 6 пункта 7.1 части 7 электронного документа извещения об осуществлении закупки "Информационная карта", прилагаемого к извещению об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в сфере закупок, подпунктом 7 подпункта 6 пункта 7.1 части 7 электронного документа "Информационная карта", прилагаемого к извещению об осуществлении закупки, независимая гарантия должна содержать: "7) условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем 10 (десять) рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока её действия...".
В составе заявки участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке представлена независимая гарантия от 07.06.2022 N 10408599, которая в том числе содержит следующие условия:
"7. _Требование платежа по Гарантии должно быть представлено ГАРАНТУ до истечения срока действия Гарантии.
8. _ ГАРАНТ отказывает БЕНЕФИЦИАРУ в удовлетворении его Требования, если это Требование или приложенные к нему документы соответствуют условиям Гарантии либо представлены ГАРАНТУ по окончании срока действия Гарантии.".
Указанные условия независимой гарантии не соответствуют требованиям пункта 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе в сфере закупок, подпункта 7 подпункта 6 пункта 7.1 части 7 электронного документа "Информационная карта", прилагаемого к извещению об осуществлении закупки, и условию, указанному в пункте 14 представленной независимой гарантии, согласно которым требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии может быть направлено до окончания срока её действия, так как исключают право бенефициара при направлении требования гаранту в бумажной форме направить в организацию связи необходимые документы в целях получения платежа до двадцати четырёх часов последнего дня срока в соответствии с пунктом 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырёх часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Исходя из совокупности применения пункта 2 статьи 194 и пункта 2 статьи 374 Гражданского кодекса Российской Федерации отправленные бенефициаром требования по независимой гарантии посредством организации связи в срок действия гарантии должны быть приняты и рассмотрены гарантом, даже если получены им за пределами срока действия гарантии.".
Комиссия Мурманского УФАС России проверила обоснованность отклонения заявки Общества и пришла к следующим выводам.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 44 Закона о контрактной системе Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Согласно Извещению о проведении закупки начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 649 035,90 рублей.
В пункте 7.1 информационной карты заказчиком установлены требования к обеспечению заявки на участие в закупке, в том числе требования к независимой гарантии.
В составе заявки Заявителя в качестве обеспечения заявки представлена независимая гарантия.
Частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которую должна содержать независимая гарантия.
Частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что в независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счёта гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока её действия.
Как было отмечено ранее, в независимой гарантии предусмотрены следующие положения: "7. _Требование платежа по Гарантии должно быть представлено ГАРАНТУ до истечения срока действия Гарантии.
8. _ ГАРАНТ отказывает БЕНЕФИЦИАРУ в удовлетворении его Требования, если это Требование или приложенные к нему документы соответствуют условиям Гарантии либо представлены ГАРАНТУ по окончании срока действия Гарантии.".
Комиссия Мурманского УФАС России соглашается с выводом Управления закупок о том, что пункты 7 и 8 независимой гарантии не могут рассматриваться как подтверждение соблюдения требований Закона о контрактной системе, в том числе извещению о проведении закупки, поскольку из пункта 14 гарантии однозначно следует, что Гарант отказывает в удовлетворении требований Бенефициара, если требование по Гарантии будет представлено Гаранту по окончании срока действия настоящей Гарантии, что фактически лишает Заказчика права на получение выплат, предусмотренных положениями Закона о контрактной системе.
Таким образом, исходя из положений части 2 статьи 374 Гражданского Кодекса Российской Федерации, требование бенефициара должно быть предъявлено гаранту до окончания срока действия гарантии, что не может в ряде случаев считаться действием, совпадающим по времени совершения с моментом получения гарантом такого требования.
Кроме того, в силу части 2 статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырёх часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Исходя из совокупности применения части 2 статьи 194 и части 2 статьи 374 Гражданского Кодекса Российской Федерации отправленные Бенефициаром требования по независимой гарантии посредством организации связи в срок действия гарантии должны быть приняты и рассмотрены Гарантом, даже если получены им за пределами срока действия гарантии.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии Заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу, что решение комиссии Управления закупок в части отклонения заявки Заявителя является правомерным и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурстрой" на действия Мурманского муниципального казённого учреждения "Управление закупок" при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Система вентиляции МБОУ г. Мурманска "Средняя общеобразовательная школа N 49", по адресу: улица Мира, дом 12"", реестровый номер закупки 0849300004922000312, необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
Е.В. Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 24 июня 2022 г. N 051/06/106-353/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2022