Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - Администрации города Белокуриха Алтайского края: Гаджиева Ф. М.;
от ИП Шмавонян А.Г.- не явился, уведомлен;
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - Администрации города Белокуриха Алтайского края (далее- Заказчик) о включении сведений об ИП Шмавонян А.Г. (далее-Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключённого по результатам закупки N 0317300019821000053 "Выполнение работ по благоустройству дворовой территории по ул. Советская, 2, ул. Советская, 4 в г. Белокуриха", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - Администрации города Белокуриха Алтайского края о включении сведений об ИП Шмавонян А.Г. в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключённого по результатам закупки N 0317300019821000053 "Выполнение работ по благоустройству дворовой территории по ул. Советская, 2, ул. Советская, 4 в г. Белокуриха".
27 июня 2022 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представитель Заказчика пояснила что в связи с тем, что Исполнитель нарушил условия контракта, не приступив к исполнению взятых на себя обязательств, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам:
24.11.2021 г. на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 12.11.2021 г. между Администрацией города Белокуриха и ИП Шмавонян А.Г. был заключен муниципальный контракт N 51 по благоустройству дворовых территорий по ул. Советская, 2,4 в г. Белокуриха Алтайского края.
В соответствии с пунктом 4.2 контракта, работа должна быть закончена в течении 270 (двести семьдесят) календарных дней с даты подписания контракта сторонами.
Подрядчик к работам не приступил.
13.04.2022 г. ИП Шмавонян А.Г. уведомил Заказчика о том, что отказывается от выполнения работ, поскольку в ходе проведения мониторинга цен поставщиков было выявлено значительное превышение закупочных цен на материалы по отношению к сметам.
Таким образом, стоимость выполнения объекта, согласно представленной проектно-сметной документации не соответствует текущему уровню цен на строительные материалы.
13.04.2022 г. Заказчиком в адрес Исполнителя было направлено письмо N 1409 о том, что ИП Шмавонян А.Г. необходимо приступить к исполнению контракта в течении пяти календарных дней до 09.05.2022 г.
Подрядчик к исполнению взятых на себя обязательств не приступил.
18.05.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 11.1 и 11.2 договора, расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по следующим основаниям:
Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что завершение работы к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным.
во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и Подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
отсутствие у Подрядчика (субподрядчика, соисполнителя) лицензии на осуществление деятельности, необходимой для исполнения обязательства по Контракту;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
В материалах дела имеется письмо ИП Шмавонян А.Г. N 3 от 13.04.2022 г. в адрес Заказчика в котором сообщает о выполнения работ в связи со значительным превышением закупочных цен на материалы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 403 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Комиссия считает, что экономическая нестабильность, связанная в том числе с введением антироссийских санкций, может рассматриваться как чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство.
Согласно пункту 15 Постановления от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов правительства Российской Федерации, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия, принимая во внимание данное обстоятельство, считает, что отсутствуют достаточные основания для включение в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не выявлены;
2. не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ИП Шмавонян А.Г.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 27 июня 2022 г. N РНП-151-Р/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2022