На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (в ред. от 2021 года) проведена внеплановая проверка соблюдения ФГБУ ФНКЦ ФМБА России законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: Поставка системы для дистанционной литотрипсии и эндоурологии с рентгеновской и ультразвуковой подсистемами наведения с принадлежностями (реестровый N 0373100037221000397).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.А Аносова,
Членов Комиссии:
И.А. Арефьева - специалиста первого разряда отдела проверок государственных закупок,
А.С. Алексеевой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
внеплановая проверка проводилась дистанционно (посредством видеоконференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
в отсутствие представителей ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, о времени и порядке заседания Комиссии уведомленных письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/33696/22 от 24.06.2022,
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве поступило поручение ФАС России (вх. N41495-ЭП/22 от 15.06.2022) о проведении контрольных мероприятий в отношении ФГБУ ФНКЦ ФМБА России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку системы для дистанционной литотрипсии и эндоурологии с рентгеновской и ультразвуковой подсистемами наведения с принадлежностями (реестровый N0373100037221000397).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления проверено соблюдение законодательства о контрактной системе при проведении вышеуказанного аукциона.
Комиссией Управления установлено, что Извещение о проведении процедуры N 0373100037221000397 размещено 13.07.2021.
Срок окончания подачи заявок - 21.07.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта - 35 800 000,00 рублей.
Комиссией Управления также установлено, что 15.07.2021 и 19.07.2021 Заказчиком размещены ответы на запросы NРД1, NРД2.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Так, участником закупки направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, в том числе со следующим предметом:
"Разъяснений требуют положения аукционной документации аукциона на поставку системы для дистанционной литотрипсии и эндоурологии с рентгеновской и ультразвуковой подсистемами наведения с принадлежностями. Данный запрос связан с тем что техническое задание не допускает к участию в аукционе никакого иного изделия кроме "Система для дистанционной ударно-волновой литотрипсии и эндоурологии Dornier Compact Sigma с принадлежностями" (регистрационное удостоверение РЗН 2016/4840 от 04.10.2016) производства "Дорнье МедТех ГмбХ" (Германия), что несомненно ограничивает возможность принять участие в данном аукционе для аналогичного оборудования других производителей, в том числе российских, что является грубым нарушением положений Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе") и Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О конкуренции") и приведет к закупке оборудования по завышенной цене.
При описании объекта закупки в аукционной документации в Раздел III. Техническое задание ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ указаны значения параметров литотриптера Dornier Compact Sigma (Дорнье Компакт Сигма), которые полностью совпадают со значениями параметров из имеющихся в открытом доступе спецификаций Дорнье Сигма и имеющихся на сайте госзакупок контрактов Дорнье Сигма, а именно техническое задание данного аукциона полностью совпадает по содержанию и форме с техническим заданием аукциона на поставку системы электромеханической для литотрипсии, реестровый номер извещения 0348500002121000100 (https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/documents.html?regNumb er=0348500002121000100), который имел место в России в городе Чехов всего две недели назад и в результате которого был заключен гос.контракт 0348500002121000100 от 12.07.2021 (https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/rpec/documents.html?regNumber=03 485000021210001000001 ) на поставку литотриптера "Dornier Compact Sigma" Производитель: "Дорнье МедТех ГмбХ", Германия по цене 30 277 297,19 рублей. В связи с тем что на аукционе в городе Чехов был сделан единственный шаг на понижение единственным участником очевидно что техническое задание допускало к участию только продукцию "Dornier Compact Sigma".
В заключительной части технического задания аукциона также есть требование "Выпуск не ранее 2018 года - Соответствие", то есть разрешается поставлять оборудование, которое пролежало уже три года на складе и тогда должно предлагаться по существенно сниженной цене, что также требует разъяснения.
Таким образом просим разъяснить:
1) Почему техническое задание составлено таким образом, что к участию в данном аукционе допускается только система "Dornier Compact Sigma" производителя "Дорнье МедТех ГмбХ", Германия ?
2) Если техническое задание целиком по всей совокупности параметров и требований допускает к участию в аукционе другие изделия других производителей, то какие именно изделия каких производителей ?
3) Коммерческие предложения каких производителей и каких моделей литотриптеров были использованы при расчете начальной (максимальная) цены контракта на данный аукцион как указано в Приложении 1 "Расчет НМЦК" ?
4) Почему в результате расчета НМЦК конечная максимальная цена контракта данного аукциона 35 800 000 рублей оказалась завышена более чем на 18% или более чем 5 552 000 рублей относительно недавно прошедшего аукциона в городе Чехов с таким же точно техническим заданием, как в данном текущем аукционе поставки системы дистанционной литотрипсии для города Ялты ?
5) Учитывая дату объявления аукциона и объявленный срок поставки 120 дней, поставка оборудования по данному аукциону допускается в ноябре 2021 года. Тогда почему до участия в данном аукционе с завышенной максимальной ценой допускается физически и морально устаревшее оборудование, которое пролежало на складе уже три года начиная с 2018 года, а не только новое оборудование производства не ранее 2021 года ?
6) В Раздел II. Информационная карта аукциона указано что Место поставки товара: Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт. Ливадия, Севастопольское шоссе, д.2, Филиал ФГБУ ФНКЦ ФМБА России в Крыму.
Есть ли гарантия что немецкая фирма "Дорнье МедТех ГмбХ", подчиняющаяся в первую очередь законодательству ФРГ, которая присоединилась к режиму санкций и ограничений в отношении РФ из-за статуса Крымского полуострова, сможет выполнять свои обязательства по поставке и необходимой поддержке своего оборудования, в том числе гарантийной, для оборудования, поставка которого планируется в город Ялта на территории Крымского полуострова ?
7) Почему к участию в данном аукционе не допущено оборудование российского производства в то время как такое оборудование есть в наличии, имеет регистрационное удостоверение установленного образца и выполняет те же функции дистанционной литотрипсии?
П. 2) ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) запрещает при проведении торгов действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, преимущественных условий участия в торгах. Поэтому на основании изложенного и руководствуясь ч. 6 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2014 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", просим внести в техническое задание в документации об аукционе необходимые изменения, что позволит принять участие в аукционе наилучшему оборудованию в пределах максимальной цены контракта установленной для данного аукциона".
В свою очередь 15.07.2021 Заказчиком в ответ на указанный запрос опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе NРД1 со следующим текстом:
"При составлении документации об аукционе заказчик руководствовался положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также требованиями Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В силу ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с указанной нормой Заказчик определил требования к товару, в частности функциональные, технические и качественные характеристики, в спецификации документации об электронном аукционе, которые соответствуют его потребностям с учетом необходимости решения медицинским персоналом задач по оказанию качественной медицинской помощи населению. При этом Заказчик при определении объекта закупки, обязан руководствоваться своими объективными потребностями, а не исходит из возможностей конкретного поставщика.
Под товары, с параметрами, указанными в документации об электронном аукционе, соответствуют как минимум два производителя. Данный товар присутствует на рынке и предлагается большим количеством поставщиков.
При обосновании начальной (максимальной) цены договора, Заказчик руководствовался положениями Приказа Минздрава России от 15.05.2020 N 450н "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий" в соответствии с ч. 22 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также "Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)". В ответ на запрос были получены не менее 3 ответов потенциальных поставщиков оборудования. Согласно этим ответам, участники готовы поставить необходимое оборудование, в том числе на территорию Республики Крым. Год производства оборудования не ранее 2018 года не мешает участнику закупки поставить оборудование с более поздним сроком производства. Более поздний срок производства оборудования не ухудшает требований технического задания, а также положения участника при формировании заявки.
Извещаем Вас о том, что на этапе подачи заявок Заказчик не обязан информировать участников закупки о том, какие именно товары учитывались при формировании технического задания.
Как следует из содержания поступившего запроса о даче разъяснений положений документации, направленного в адрес электронной торговой площадки, на которой планируется проведение аукциона, Участнику понятны положения документации об электронном аукционе и текст документа не содержит запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе", что не отражает полноценный развернутый ответ на поставленные в запросе разъяснений положений аукционной документации NРД1 вопросы.
Таким образом, Комиссия Управления усматривает нарушения положений ст.65 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что в в запросе от 15.07.2021 присутствует указание на то, что совокупности установленных требований в технической части аукционной документации соответствует товар единственного производителя, а именно: "Система для дистанционной ударно-волновой литотрипсии и эндоурологии Dornier Compact Sigma с принадлежностями" (регистрационное удостоверение РЗН 2016/4840 от 04.10.2016) производства "Дорнье МедТех ГмбХ" (Германия).
Согласно п.1,2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем в ответе на запрос от 15.07.2021 NРД1 Заказчиком не приведены примеры товаров, которые соответствуют требованиям технической части аукционной документации, помимо товара, указанного в запросе. При этом на заседании Комиссии Управления представители Заказчика не явились, а также не представили никаких документов, опровергающих вышеуказанное.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком не доказан факт того, что совокупности установленных в закупочной документации требований соответствуют товары иных производителей, за исключением товара "Система для дистанционной ударно-волновой литотрипсии и эндоурологии Dornier Compact Sigma с принадлежностями" (регистрационное удостоверение РЗН 2016/4840 от 04.10.2016) производства "Дорнье МедТех ГмбХ" (Германия), что является нарушением положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Выявить в действиях ФГБУ ФНКЦ ФМБА России нарушения положений ст.65, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе ФГБУ ФНКЦ ФМБА России не выдается в связи с тем, что восстановление прав и законных интересов участников закупки не представляется возможным.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Д.А. Аносов
Члены Комиссии А.С. Алексеева
И.А. Арефьев
Исп. Аносов Д.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 июня 2022 г. N 077/06/17-9737/2022 (ключевые темы: аукцион - техническое задание - товар. работа. услуга. - аукционная документация - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2022