Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
В присутствии представителей
От заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Информатика" представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
От заказчика - Межмуниципальное отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации "Райчихинское": представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Информатика" и материалы дела N 027/06/51-854/2022,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) из Управления Федеральной службы по Амурской области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Информатика" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика - Межмуниципальное отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации "Райчихинское" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на услуги по ремонту и техническому обслуживанию систем видеонаблюдения в рамках ГОЗ, в целях обеспечения ГПВ в 2023 году (извещение N0123100009222000006 от 06.05.2022).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы как участника закупки нарушены действиями заказчика, направившего проект контракта, содержащий сведения, несоответствующие условиям закупки, а также в дальнейшем необоснованно отказавшегося от заключения государственного контракта.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0123100009222000006 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 06.05.2022.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: услуги по ремонту и техническому обслуживанию систем видеонаблюдения в рамках ГОЗ, в целях обеспечения ГПВ в 2023 году.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 250 000,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок 06.05.2022 08:40 (МСК+6).
Дата и время окончания срока подачи заявок 16.05.2022 10:47 (МСК+6).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 16.05.2022.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2022 NИЭА1 на участие в торгах подали заявки 2 (два) участника закупки, обе заявки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
17.05.2022 заказчиком в адрес ООО "Информатика" направлен проект контракта для подписания.
17.05.2022 от участника закупки поступил протокол разногласий к проекту контракта. Заказчиком принято решение указанный протокол разногласий удовлетворить, внести изменение в проект контракта.
17.05.2022 размещена информация об удовлетворении протокола разногласий, однако направлен проект контракта для подписания на "ремонт, заправка картриджей и замена фотобарабанов для офисной техники, принадлежащей Заказчику в рамках ГОЗ, вне ГПВ".
18.05.2022 Заказчик отказался от заключения контракта, разместив протокол отказа от заключения контракта, мотивированный невыполнением участником закупки требований ч. 3 ст. 51 Закона N44-ФЗ с указанием, что проект контракта, размещенного заказчиком, несоответствует проекту, прикрепленному в извещении.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения участником закупки с жалобой в Амурское УФАС России, которая направлена в Хабаровское УФАС России по подведомственности.
Заказчиком представлен отзыв на жалобу, из которого следует, что специалист по закупкам ошибочно разместил вышеуказанный проект государственного контракта, в дальнейшем в связи с невозможностью замены проекта контракта принял решение отказаться от заключения контракта, разместив информацию о признании участника закупки уклонившимся.
Изучив материалы дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из положений ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе следует, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Статьей 51 Закона о контрактной системе установлен порядок заключения государственного контракта, исходя из которого следует, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей (ч. 1 указанной статьи).
Порядок действий, предусмотренный Законом о контрактной системе, устанавливает право участника закупки направить протокол разногласий, в случае учета которого Заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт (п. 2 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе).
При этом формированию по результатам рассмотрения протокола разногласий подлежит проект контракта, размещенный в составе извещения об осуществлении о закупке (п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, в нарушение п. 2 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе заказчиком не выполнено вышеуказанное условие, размещен проект контракта, несоответствующий извещению об осуществлении закупки.
В дальнейшем заказчик в нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе необоснованно отказался от заключения контракта, разместив недостоверную информацию о несоблюдении участником закупки требований Закона о контрактной системе, отраженную в протоколе отказа от заключения контракта от 18.05.2022.
Таким образом, жалоба ООО "Информатика" признается обоснованной.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
1. Согласно ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Как следует из извещения об осуществлении закупки, указанное условие установлено заказчиком в извещении об осуществлении закупки, следовательно, закупка проводится с условием, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В силу ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:
1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;
4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Вместе с тем, в нарушение ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в пункте 2.3 проекта контракта, размещенного в Единой информационной системе в сфере закупок в составе извещения указано условие:
- "Оплата оказанных услуг осуществляется Государственным заказчиком из средств федерального бюджета, путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя платежным поручением на основании подписанного Сторонами акта оказанных услуг, представленных Исполнителем к оплате счета и/или счет - фактуры, подписанного обеими Сторонами, на расчетный счет Исполнителя в течение 15 (пятнадцати) календарных дней оформленных надлежащим образом, представленных в адрес Государственного заказчика".
2. Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденными Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила N1042) предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей (п. 4 указанных Правил).
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что закупка осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе (закупка с участием исключительно субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций).
Вместе с тем, в нарушение п. 4 Правил N1042, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, заказчиком установлено условие об ответственности, несоответствующее требованиям.
Так, п. 5.2.3 проекта контракта установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случая, предусмотренного п. 6.2.4. настоящего Контракта):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Кроме того, п. 6.2.4, отсылка которому установлена в порядке определения размера штрафа, отсутствует в рассматриваемом проекте контракта.
Таким образом, заказчиком при установлении в проекте контракта размера штрафа нарушено положение ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Допущенные заказчиком нарушения требований Закона о контрактной системе образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с выявленными нарушениями Закона о контрактной системе, не оказавшими влияния на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о возможности выдачи предписания заказчику об устранении выявленных нарушений путем аннулирования процедуры подписания проекта контракта между заказчиком и победителем закупки, повторного направления проекта контракта на подпись победителю торгов с внесением изменений в проект контракта с учетом замечаний, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Информатика" на действия заказчика - Межмуниципальное отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации "Райчихинское" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на услуги по ремонту и техническому обслуживанию систем видеонаблюдения в рамках ГОЗ, в целях обеспечения ГПВ в 2023 году (извещение N0123100009222000006 от 06.05.2022) обоснованной.
2. Признать заказчика - Межмуниципальное отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации "Райчихинское" нарушившим ч. 3 ст. 7, ч.ч. 8, 13.1 ст. 34, п. 2 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования процедуры подписания проекта контракта между заказчиком и победителем закупки, повторного направления проекта контракта с внесением изменений в проект контракта при направлении на подпись победителю торгов.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 24 июня 2022 г. N 7-1/138
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2022