Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии -начальника отдела антимонопольного контроля и закупок - Парфирьевой С.Н.;
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
- главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Шендрик Е.В.,
в присутствии представителя заказчика - Администрации Соболевского муниципального района Камчатского края (далее - Заказчик) Колмакова А.В. (по доверенности от 17.06.2022 N 9);
в отсутствие исполнителя - индивидуального предпринимателя Гафурова Ф.Р. (далее - ИП Гафуров Ф.Р.; Подрядчик), уведомленного о времени и месте рассмотрения сведений об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, по электронной почте,
осуществив рассмотрение документов и информации об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта N 30-2021СобСП от 22.11.2022 на выполнение работ по ремонту здания бани в с. Соболево с ИП Гафуровым Ф.Р. по результатам закупки N 0138300010421000036 (далее - Контракт), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
28.10.2021 Заказчик на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) разместил извещение о проведении электронного аукциона (далее - ЭА) N 0138300010421000036 (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 823 694,80 рубля.
В соответствии с протоколом подведения итогов ЭА N 0138300010421000036 по Закупке от 10.11.2021 на основании рассмотрения вторых частей заявок, заявка ИП Гафурова Ф.Р. признана соответствующей требованиям документации об ЭА.
По результатам ЭА Заказчик 22.11.2021 заключил Контракт с ИП Гафуровым Ф.Р. по цене 1 985 191, 29 рубль.
15.06.2022 в Камчатское УФАС России поступили документы и информация Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта с Подрядчиком (далее - Обращение), предусмотренные частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, в связи с неисполнением Подрядчиком обязательств по Контракту, а также обоснование причин одностороннего отказа от исполнения Контракта.
ИП Гафуров уведомленный о времени и месте рассмотрения сведений об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, 16.06.2022 по электронной почте. Возражений, с приложенными документальными доказательствами подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта, либо факта не надлежащего исполнения вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств относительно рассмотрения документов и информации об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, не представил.
В результате проверки документов и информации об одностороннем отказе от исполнения контракта и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно положениям статьи 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 ГК РФ).
Статьей 729 ГК РФ установлено, что в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком, согласно пункту 1 статьи 720 ГК РФ, заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, Подрядчик принимает на себя обязательства своими силами, своими материалами и оборудованием выполнить работы по ремонту здания бани в с. Соболево в соответствии с условиями настоящего Контракта, приложениями к нему, и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик принимает на себя обязательства принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим Контрактом.
Пунктом 1.2. Контракта Объем, содержание и условия выполнения работ определены Заказчиком в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту), Локальном сметном расчете (Приложение N 2 к Контракту), которые является неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Согласно пункту 4.1. Контракта Заказчик установил сроки выполнения работ: в течении 40 (сорока) дней с даты подписания контракта
Пунктом 4.2. Контракта определено место выполнения работ: Камчатский край, Соболевский муниципальный район Камчатского края, с. Соболево, ул. Набережная 6а (здание бани).
Согласно пункту 9.3. Контракта, Муниципальный контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- по решению суда;
- в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Муниципального контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 13.9. Контракта в случае одностороннего расторжения настоящего Контракта в связи с существенным нарушением его условий Подрядчиком, Заказчик в соответствии с действующим законодательством направляет сведения о Подрядчике для включения его в Реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом о контрактной системе.
В материалы дела Заказчиком представлена информация по исполнению Контракта.
22.11.2021 между Администрации Соболевского муниципального района Камчатского края с одной стороны и индивидуальный предприниматель Гафуров Фаррух Рахматович, ИНН 410122877710, именуемый в дальнейшем "Подрядчик", с другой стороны, именуемые в дальнейшем Стороны, и каждый в отдельности "Сторона", с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о контрактной системе, при способе определения Подрядчика -открытый аукцион в электронной форме (протокол подведения итогов электронного аукциона от 23.09.2021) заключен Контракт.
Подрядчик с 22.11.2021 по 11.04.2022 строительный материал на Объект выполнения работ не завез, к выполнению работ по Контракту не приступал.
Заказчиком 11.04.2022 исх. N 992 направлена претензия в связи с нарушением сроков выполнения работ, Заказчик требует исполнить свои обязательства по Контракту.
19.04.2022 Заказчиком составлен Акт осмотра объекта, из содержания которого установлено, что на момент обследования объекта частично выполнены работы, по ремонту фасада, замене окон, начат косметический ремонт прачечного отделения и фойе.
11.05.2022 Заказчиком составлен Акт осмотра объекта, из содержания которого установлено, что на момент обследования объекта частично выполнены работы, по ремонту фасада, замене окон, начат косметический ремонт прачечного отделения и фойе.
23.05.2022 Заказчиком составлен Акт осмотра объекта, из содержания которого установлено, что на момент обследования объекта частично выполнены работы, по ремонту фасада, замене окон, начат косметический ремонт прачечного отделения и фойе.
По стоянию на 18.05.2022 Подрядчик обязательств по Контракту не выполнил.
При исполнении обязательств по Контракту Подрядчик не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств.
Перечисленные обстоятельства явились основанием для принятия Заказчиком решения от 18.05.2022 N 1396 об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
В силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны. Договор изменяется или прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
18.05.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
18.05.2022 Заказчик направил Подрядчику заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в Контракте.
18.05.2022 Заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в ЕИС.
02.06.2022 Подрядчик надлежаще уведомлен о расторжении Контракта.
Подрядчиком в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом Решении не были устранены нарушения, послужившие основанием для принятия указанного Решения.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть с 14.06.2022 Решение вступило в законную силу.
Таким образом, на момент рассмотрения документов и информации об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым.
Представленные Заказчиком документы свидетельствуют о выполнении Заказчиком требований Закона о контрактной системе при одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, Подрядчиком не представлено информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта, либо факта не надлежащего исполнения вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссия, проанализировав документы, имеющиеся в материалах дела, установила следующее.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Принимая решение об участии в процедуре государственной и муниципальной закупки, и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае неисполнения контракта.
Подрядчиком не предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения Контракта, в связи с чем, включение его в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит целью ограждения государственных (муниципальных) заказчиков от недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рассматриваемом случае недобросовестность Подрядчика выразилась в неисполнении своих обязательств по Контракту, возникающих из требований закона к надлежащему исполнению условий Контракта.
Комиссия, проверив действия Заказчика на предмет соблюдения процедуры расторжения Контракта, предусмотренной Закона о контрактной системе, принятия Подрядчиком мер для надлежащего исполнения условий Контракта, приходит к выводу, что сведения в отношении ИП Гафурова Ф.Р. подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьями 95, 104 Закона о контрактной системе и Порядком ведения реестра, Комиссия Камчатского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта N 30-2021СобСП от 22.11.2022 на выполнение работ по ремонту здания бани в с. Соболево с ИП Гафуровым Ф.Р. по результатам закупки N 0138300010421000036:
- ИП Гафуров Ф.Р. (ИНН 410122877710);
- лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа Гафуров Фаррух Рахматович (ИНН 410122877710).
2. Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении лица, указанного в пункте 1, считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: Л.Б. Шиханова
Е.В. Шендрик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 22 июня 2022 г. N 041/06/104-274/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2022