Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России),
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Контракт" на действия Заказчика - Администрация Надеждинского сельского поселения при проведении электронного аукциона на Устройство детской игровой площадки в с. Прохладное, по ул. Вишневая, в районе д.3, Надеждинского района, Приморского края (извещение N 0120300007722000015) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как:
- описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ;
- разные Идентификационные коды закупки в разных частях извещения;
- установленный срок оплаты не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ;
- установлен разный срок приемки выполненных работ.
Заказчик не согласен с доводами жалобы.
Огласив жалобу, заслушав пояснения заказчика, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик пояснил, что при проведении работ предусмотрена поставка товаров (таких как тренажеры балансиры, песочницы, резиновая плитка) заказчиком установлено требование согласно подпункту "а, б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ о том, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно включать характеристики предлагаемого участником закупки товара, наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира.
Требования к характеристикам товаров не выходят за рамки предоставляемых производителями, характеризуют свойства товаров и не требуют каких-либо специальных испытаний.
Предложение о поставке резиновой плитки в сети интернет содержит в себе указание на твердость плитки, поскольку твердость определяет эксплуатационные свойства данного товара.
Аналогичным образом сведения о влажности древесины, используемой для тренажеров и песочниц, устанавливаемых на открытом воздухе имеется в паспорте на изделие, дополнительных испытаний не требует и существенно влияет на срок эксплуатации изделия.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Как следует из установленных Заказчиком требований, описание объекта закупки содержит функциональные, технические и качественные характеристики товара. В описание объекта закупки не включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, что соответствует норме пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчик не обязан включать в извещение показатели и значения характеристик, которые бы подразумевали поставку схожего по назначению товара всех возможных производителей.
Отсутствие у Заявителя возможности поставить товар, являющийся объектом закупки, в полном объеме удовлетворяющий потребности Заказчика, не может быть расценено, как неправомерные действия со стороны Заказчика, поскольку отсутствие такой возможности у хозяйствующего субъекта не свидетельствует о совершении Заказчиком действий, ограничивающих количество участников закупки.
Доказательств наличия объективных оснований, препятствующих поставщикам, участвующим в закупке, осуществить закупку товара с указанным в извещении техническим заданием в жалобе Заявителем не представлено.
Заказчик не предъявляет дополнительных требований ни к производителю товара, ни к участнику закупки, а только конкретизирует предмет закупки.
Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара являются значимыми для заказчика, и по общему правилу указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Согласно пояснениям заказчика все технические, потребительские характеристики закупаемых изделий соответствуют потребностям заказчика. Все заявленные характеристики широко распространены и могут быть предоставлены широким кругом поставщиков.
Документальных доказательств невозможности поставить товар, указанный в извещении, заявителем также не представлены.
Тем самым заказчиком не допущено нарушение Закона N 44-ФЗ при описании объекта закупки
В соответствии с ч. 1. ст. 16 Закона N 44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона N 44-ФЗ в планы-графики включаются:
1) идентификационные коды закупок, определенные в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;
3) объем финансового обеспечения для осуществления закупок;
В силу ч. 10 ст. 16 Закона N 44-ФЗ не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Согласно п. 16 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. N 1279 "Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений правительства российской федерации", в разделе 2 приложения к настоящему Положению:
а) в графе 2 указывается идентификационный код закупки в соответствии с порядком, установленным в соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ Идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Согласно ч. 3 ст. 23 Закона N 44-ФЗ Порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии п. 8 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2019 г. N 55н "Об утверждении порядка формирования идентификационного кода закупки", на этапе формирования и утверждения заказчиком плана-графика на очередной финансовый год и плановый период при формировании идентификационного кода закупки в 27 - 29 разрядах идентификационного кода закупки указываются значения "0".
На основании п. 9 вышеуказанного Приказа N 55н, на этапе размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случае, если в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещения извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в 27 - 29 разрядах
идентификационного кода закупки указывается порядковый номер, сформированный в пределах номера, указанного в 23 - 26 разрядах идентификационного кода закупки.
В проекте контракта Заказчиком указан Идентификационный код закупки, в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг, а так же дополнительно указан порядковый номер закупки (сформированный в пределах номера, указанного в 23 - 26 разрядах идентификационного кода закупки): 014.
Так же, в случае указания Заказчиком на этапе размещения извещения и проекте контракта ИКЗ с уже сформированным порядковым номером: 014, теряется связь с планом- графиком, где порядковый номер указан 000, что в свою очередь не обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в ч. 1, ст. 23 Закона N 44-ФЗ и нарушает ч. 2 ст. 23 Закона 44-ФЗ и ч. 10 ст. 16 Закона N 44-ФЗ.
Тем самым доводы заявителя о нарушении заказчиком требований Закона N 44-ФЗ в части указания ИКЗ, не подтвердились.
В отношении срока приемки выполненных работ Комиссия Приморского УФАС России установила, что контракт содержит подробный порядок приемки, которые не содержит противоречий.
Так, в течении пяти дней заказчик организует приемку. Подписать акты о приемки заказчик должен не позднее 10 дней.
Соответственно разница в пять дней предусмотрена для приемки и не нарушает прав исполнителя.
В соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона N 44-ФЗ.
Частью 12 статьи 6 Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что срок оплаты заказчиком, не являющимся федеральным органом исполнительной власти, автономным и бюджетным учреждением, созданным Российской Федерацией, поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта по контракту, заключенному по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещение об осуществлении закупки по которому размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке по которому направлены с 1 мая по 30 июня 2022 года включительно, или заключенному с 1 мая по 30 июня 2022 года включительно с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), должен составлять не более пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением случаев, если контракт заключен по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке.
Заказчик в проекте контракта установил, что оплата в размере 100% (ста процентов) установленной цены контракта производится Заказчиком в течение 15 рабочих дней после удостоверения факта надлежащего выполнения Работ в соответствии с условиями настоящего контракта, а именно даты (дня) подписания Сторонами акта приемки выполненных работ.
Следовательно, заказчик допустил нарушение пункта 1 части 12 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, т.к. установил срок оплаты выполненных работ с нарушением Закона N 44-ФЗ.
Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия Приморского УФАС России установила, что заказчик устранил допущенное нарушение до рассмотрения жалобы по существу.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия Заказчика - Администрация Надеждинского сельского поселения при проведении электронного аукциона на Устройство детской игровой площадки в с. Прохладное, по ул. Вишневая, в районе д.3, Надеждинского района, Приморского края (извещение N 0120300007722000015) обоснованной в части нарушения части 13.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
2. Признать, что заказчик допустил нарушение пункта 1 части 12 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, т.к. установил срок оплаты выполненных работ с нарушением Закона N 44-ФЗ.
3. Не выдавать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении открытого аукциона, в связи с тем, что заказчик устранил нарушение до рассмотрения жалобы по существу.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 27 июня 2022 г. N 025/06/49-553/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2022