На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 22.06.2022 года N 276, на основании обращения заказчика МБДОУ детский сад N 127 "Березка" г. Брянска (далее Заказчик), Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "_."
Членов Инспекции: "_."
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей Заказчика, уполномоченного органа Брянская городская администрация (поступило ходатайство Брянкой городской администрации о рассмотрении обращения без участия представителей уполномоченного органа (вх. 5475 от 24.06.2022 года), представителя ООО "Элит Продукт",
в результате рассмотрения обращения Заказчика о включении сведений в отношении ООО "Элит Продукт" (ИНН "_.") в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения Заказчиком, уполномоченным органом Брянская городская администрация требований Закона о контрактной системы при проведении аукциона в электронной форме "Масло сливочное" за N 0127300013122000325, установила следующее:
1) 27.05.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона "Масло сливочное" за N 0127300013122000325.
2) Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 058 900,00 рублей.
3) Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.06.2022 NИЭА1 Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона 0127300013122000325 участника с идентификационным номером 5 предложившего цену контракта 4 047 120 руб. четыре миллиона сорок семь тысяч сто двадцать рублей 00 копеек.
4) 14.06.2022 года заказчиком размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной победителем электронного аукциона 0127300013122000325 ООО "Элит Продукт".
5) 19.06.2022 года ООО "Элит Продукт" размещен в единой информационной системе в сфере закупок подписанный усиленной электронной подписью контракт и независимая гарантия от 15.06.2022 года N 35671-21КЭБГ/0052.
6) 21.06.2022 года заказчиком сформирован протокол признания участника закупки ООО "Элит Продукт" уклонившимся от заключения контракта в соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе, по основаниям непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта.
До рассмотрения обращения заказчика поступили письменные пояснения ООО "Элит Продукт" (вх. N 5478 от 24.06.2022 года) согласно которым, у ООО "Элит Продукт" имелись намерения по заключению контракта на поставку масла сливочного, что подтверждается направлением в регламентированный срок подписанного проекта контракта, а также предоставлением независимой гарантии, являющейся, по мнению ООО "Элит Продукт", в полной мере, соответствующей требованиям действующего законодательства о контрактной системе. Кроме того, ООО "Элит Продукт" направлено в адрес Брянской городской администрации письмо (исх.7 от 21.06.2022 года), из содержания которого следует, что ООО "Элит Продукт" готово на себя взять обязательства по внесению изменений в независимую гарантию в части исключения пункта 11 либо внести обеспечение Исполнения контракта путем предоставления денежных средств на счет Заказчика.
Изучив представленные документы, Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующему выводу:
Действия заказчика МБДОУ детский сад N 127 "Березка" г. Брянска при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Масло сливочное" за N 0127300013122000325, соответствуют требованиям статьи 51 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок заключения контрактов.
Заказчиком при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены требования ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, согласно которым, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: 1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта; 2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи: а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки; б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку Заказчиком правомерно принято решение о признании победителя аукциона в электронной форме "Масло сливочное" за N 0127300013122000325 ООО "Элит Продукт" уклонившимся от заключения контракта.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.06.2022 NИЭА1 Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона 0127300013122000325 участника с идентификационным номером 5 предложившего цену контракта 4 047 120 руб. четыре миллиона сорок семь тысяч сто двадцать рублей 00 копеек.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: 1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки: а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей; б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта); 2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев: а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки; б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи; 3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Кроме того, согласно положений ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе предусматривает, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе, независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе, срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
При этом, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе, в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Так, победителем ООО "Элит Продукт" 19.06.2022 года, совместно с подписанным усиленной электронной подписью проектом контракта, направлена независимая гарантия от 15.06.2022 года N 35671-21КЭБГ/0052, выданная АО КИВИ Банк (далее - независимая гарантия).
Согласно положениям ч. 5 ст. 45 Закона о контрактной системе, заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
При обозрении представленной независимой гарантии, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что п. 11 указанной гарантии предусматривает следующее: "Гарантия прекращается по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, Гарантия прекращается в дату возврата оригинала настоящей Гарантии Принципалом или Бенефициаром Гаранту. В этом случае письменный отказ Бенефициара от своих прав по Гарантии не требуется. При прекращении Гарантии по основаниям, предусмотренным пп.1 и пп.2 п. 1 ст. 378 ГК РФ, возврат Гаранту оригинала гарантии не является обязательным".
Таким образом, включенное в независимую гарантию вышеназванное условие, не установленное действующим законодательством о контрактной системе, предусматривает отказ Бенефициара (заказчика) от предоставленных ему прав по гарантии при дополнительных условиях, а именно, возврате Гаранту оригинала гарантии Принципалом (поставщиком).
При этом, из буквального толкования положений п. 11 независимой гарантии, следует, что установленный в извещении о проведении электронного аукциона за N 0127300013122000325 срок действия независимой гарантии, превышающий срок исполнения обязательств по контракту не менее чем на один месяц, может быть изменен путем возврата оригинала настоящей Гарантии Принципалом Гаранту, при этом, действующим законодательством о контрактной системе не предусмотрена возможность прекращения независимой гарантии или изменение срока ее действия по инициативе Принципала, и как следствие такое условие ставит возможность получения выплат по гарантии от согласованных действий Принципала и Гаранта, а также противоречат требованиям извещения о проведении электронного аукциона за N 0127300013122000325, предусматривающим срок действия независимой гарантии, а также условие о ее безотзывности.
На основании вышеизложенного, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком 21.06.2022 года правомерно сформирован протокол признания победителя электронного аукциона за N 0127300013122000325 уклонившимся от заключения контракта в соответствии с положениями с. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе, по основаниям непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта.
При этом, согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Элит Продукт" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу, что оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Элит Продукт" не имеется, поскольку основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение. По существу, внесение в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участников закупки (в том числе за уклонение от заключения контракта), что предполагает необходимость учета степени его вины.
Так, при проведении проверки, изучении информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность участника закупки выявлены доказательства, подтверждающие намерения победителя ООО "Элит Продукт" заключить контракт на поставку масла сливочного, а именно: ООО "Элит Продукт" в установленный Законом о контрактной системе срок направлен подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещен на электронной площадке подписанный проект контракта на поставку масла сливочного за N 0127300013122000325, что свидетельствует о намерении заключить контракт и об отсутствии умышленного недобросовестного намерения участника закупки уклонится от заключения вышеназванного контракта.
Для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган должен представить не только доказательства неподписания участником закупки контракта в установленный срок, но и доказательства такого уклонения лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Исходя из установленных фактических обстоятельств по настоящему делу, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу об отсутствии бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение победителя электронного аукциона "Масло сливочное" за N 0127300013122000325 ООО "Элит Продукт" от заключения контракта. Указанные обстоятельства исключают признание ООО "Элит Продукт" недобросовестным поставщиком.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
Сведения в отношении ООО "Элит Продукт" (ИНН "_.", адрес: "_.".) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель инспекции "_."
Члены инспекции "_."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 29 июня 2022 г. N РНП-32-674
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2022