Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Савир" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ККБ N2" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0818500000822003573) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает на установление Заказчиком дополнительных характеристик дезинфицирующих средств, не просмотренных позициями КТРУ.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился электронный аукцион "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0818500000822003573).
Заказчик - ГБУЗ "ККБ N2" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта -19 845 825,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
На основании п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" Заказчику к поставке требуется следующие товары:
По поз.1 "Средство дезинфицирующее" с характеристиками: Четвертично-аммонивые соединения, % - не менее 0,8 не более 2,0; "Не содержит в составе триклозана и других производных фенола, производных гуанидинов, тетранила У, клатарата мочевины, кислот - соответствие".
По поз.2 "Средство дезинфицирующее" с характеристиками: "Изопропиловый спирт; массовая доля спирта, % - не менее 70".
По поз.4 "Средство дезинфицирующее" с характеристиками: Действующее вещество изопропиловый спирт или комплекс спиртов, массовая доля спирта, %
По поз.7 "Средство дезинфицирующее" с характеристиками: действующие вещества четвертично-аммонивые соединения (ЧАС),% - не менее 4,0 не более 7,0; не содержит в составе неионогенные ПАВ, надкислоты, перекись водорода, производные гуанидинов, аминов, 2-феноксиэтанола, клатрата мочевины, производных хлора, тетранил У - соответствие".
По поз.8 "Средство дезинфицирующее" с характеристиками: Действующие вещества: изопропиловый спирт, % - не менее 69. Отсутствие в составе ЧАС, третичных аминов, кислот, триклозана, производных гуанидина, в том числе хлоргексидина биглюконата; тетранила У, перекиси водорода, этилового спирта, карбамида, 2- феноксиэтанола - соответствие".
По поз.9 "Средство дезинфицирующее" с характеристиками: Действующие вещества: Четвертично-аммонивые соединения, % - не менее 0,6 не более 1,2; Отсутствие в составе кислот, триклозана, производных гуанидина, в том числе хлоргексидина биглюконата; тетранила У, перекиси водорода,спиртов, карбамида, 2- феноксиэтанола - соответствие".
В силу ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд каталог используется Заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
При описании объекта закупки были использованы КТРУ20.20.14.000-00000002, 20.20.14.000-00000005, 20.20.14.000-00000006, 20.20.14.000-00000007, обязательной характеристикой для данных позиций является форма выпуска.
Заказчиком применены дополнительные характеристики товарам, которые непредусмотренные КТРУ с обоснованием этих характеристик в соответствии с п.6 Правил.
Заказчик на Комиссии пояснил, что исключение из состава действующих веществ по позициям N1,3,4,7,8,9 конкретного действующего вещества из группы ЧАС - Тетранила У связано с опытом применения в медицинской организации при определении возможности возникновения аллергических реакций у персонала, дезинфицирующих средств в состав которых входил Тетранил У, но при этом в группу ЧАС входит огромное количество веществ, которые могут предложены в качестве действующего вещества средств по данным позициям, такие как: N-децил- N-изононил- N- N-диметиламмония хлорид, алкилдиметилэтилбензиламмоний хлорид, бензалконий хлорид, дидецилдиметиламмоний хлорид. Все представители группы ЧАС имеют различные показатели безопасности, эффективности, физико-химические параметры, наиболее эффективными ЧАС служат соединения, молекулы которых имеют длину цепи, состоящую из 10-16 атомов углерода.
По позициям N2,3,4,8 установлена нижняя граница массовой доли изопропилового спирта и/или комплекса спиртов: по позиции N2- не менее 70%, по позиции N3- не менее 69%, по позиции N4- не менее 70%, по позиции N8 - не менее 69 %, что соответствует значению, указанному в СанПиНе 3.3686-21 - не менее 60%.
В своих доводах Заявитель указывает, что по позициям N3 и N4 Заказчиком установлен конкретный состав спиртов.
Заказчик пояснил, так как в требованиях описания, значения указано изопропиловый спирт или комплекс спиртов, исключен из требований к составу только этиловый спирт, соответственно любые другие спирты могут входить в состав средства, например пропиловый. Исключение из состава этилового спирта связано с его избирательной активностью в отношении вирусов
Согласно ч.5 ст. 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Заказчиком проведен анализ рынка в отношении предмета закупки, а именно: установлено наличие продукции нескольких производителей, удовлетворяющие требованиям, указанным в "Описании объекта закупки", по позиции N1: мыло жидкое с дезинфицирующим эффектом "ДезафлорR" (ООО "МЕДЛЕКСПРОМ", РОССИЯ); средство дезинфицирующее (жидкое мыло) "МедалмаR Соап", (ТОО "МЕДАЛМА", Республика Казахстан); средство дезинфицирующее "СПУМАДЕЗ" (ООО "АМБХ", РОССИЯ);
по позиции N2: средство дезинфицирующее (кожный антисептик) "Спитадерм" ("EcolabDeutschlandGmbH", Германия); средство дезинфицирующее "Корисепт ISO" (ООО "МЕДЛЕКСПРОМ", РОССИЯ);
по позиции N3: средство дезинфицирующее (кожный антисептик) "Альфасептин" (ООО ""МЕДЛЕКСПРОМ", РОССИЯ); Средство дезинфицирующее (кожный антисептик) "Софта-Ман Изо Вискораб" ("B/BraunMedicalAG", Швейцария);
по позиции N4: дезинфицирующее средство (кожный антисептик) "AlsoftRed" (ООО "Сарая СНГ", РОССИЯ); средство дезинфицирующее (кожный антисептик) "Корисепт ОF" (ООО "МЕДЛЕКСПРОМ", РОССИЯ);
по позиции N7: средство дезинфицирующее "Декадез А" (ООО "Феомед", РОССИЯ); средство дезинфицирующее "Лексацид" (ООО ""МЕДЛЕКСПРОМ", РОССИЯ);
по позиции N8: средство дезинфицирующее салфетки "Альфасептин" (ООО "МЕДЛЕКСПРОМ", РОССИЯ); "Салфетка дезинфицирующая АХДЕЗ-ПРП" (ЗАО "Петроспирт", РОССИЯ);
по позиции N9: дезинфицирующие салфетки "АМИЦИДОН СПЕЦИАЛЬ" (ООО ""МЕДЛЕКСПРОМ", РОССИЯ); средство дезинфицирующее "Салфетки клинисепт" (Dr/SchumacherGmbH, ГЕРМАНИЯ).
В жалобе не представлены доказательства того, что действия Заказчика по установлению требований к товару нарушают положения Закона о контрактной системе.
В составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данных доводов, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в "Описании объекта закупки" требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обосновал конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Савир" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000822003573).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 июня 2022 г. N 453/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2022