Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "Водник", в присутствии представителя государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Хан В.О. (доверенность от 22.06.2022 N01/7963) и в присутствии представителей уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Ходжаевой Д.Х. (доверенность от 13.01.2022 N01-06-26), Даниловой Ю.Р. (доверенность от 23.05.2022 N01-06-31), рассмотрев жалобу ООО "Водник" на действия государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" и комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" (реестровый номер: 0825500000722002044), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 27.06.2022 поступила жалоба ООО "Водник" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее - Заказчик), уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) и комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" (реестровый номер: 0825500000722002044) (далее - электронный конкурс).
По мнению Заявителя, комиссия по осуществлению закупок при оценки конкурсных заявок нарушила Закон о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Уполномоченный орган 30.05.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) разместил извещение о проведении электронного конкурса для нужд Заказчика.
31.05.2022 внесены изменения в Извещение, о чем размещено на официальном сайте (данная редакция является предметом проверки).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в т.ч. критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом;
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Согласно подп. г) пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N2604) для оценки заявок в соответствии с данным Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
В соответствии с пунктом 8 Постановления N2604 в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Согласно пункту 20 Постановления N2604 если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из предусмотренных Положением формул.
Пунктом 24 Постановления N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом подп. "а" пункта 28 Постановления N2604 установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к Извещению Заказчиком установлен следующий порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки":
"- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Документом, в отношении показателя оценки, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера и объема.
Работами (услугами) сопоставимого характера и объема считаются работы (услуги) в области проведения строительного контроля, руководства строительными проектами при работах на объектах, выполненных (оказанных) в рамках заключенных и исполненных контрактов (договоров) за период с 2018 года до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. При этом цена одного из представленных контрактов (договоров) должна быть не менее 50 % от начальной (максимальной) цены государственного контракта (не менее 9 914 654,30 руб.).
Однако Постановление N2604 не предусматривает возможность установления требований к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки.
Также Заказчик незаконно установил, что показатель "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" определяется общим количеством заключенных и исполненных за период с 2018 договоров, т.к. подпунктом "г" пункта 28 Постановления N2604 определено, что последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
При данных обстоятельствах, Управление пришло к выводу о нарушении Заказчиком части 8, части 9 статьи 32, пункта 11 части 1 статьи 42, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в порядке оценки Заказчиком используется понятие "работы (услуги) сопоставимого характера", в то время как Постановлением N2604 установлен термин "наличие опыта, связанного с предметом контракта".
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Указанные нарушения выявлены Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки.
При этом, довод Заявителя о том, что комиссия по осуществлению закупок при оценке конкурсных заявок нарушила Закон о контрактной системе, поскольку не приняла к оценке два представленных контракта, Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.
Заявитель в составе своей заявки, зарегистрированной под N107, представил в качестве подтверждающего опыта по критерию "Квалификация участников закупки" следующие государственные контракты:
- на выполнение работ по объекту "Реконструкция головного водозаборного сооружения и быстротока N3 магистрального канала Бакан-Малка, Баксанского района, Кабардино-Балкарской Республики";
- на капитальный ремонт берегоукрепительного сооружения на правом берегу р.Малка по защите с/х угодий СХПК "Движение".
При этом, обязанность по проведению строительного контроля при осуществлении строительных работ предусмотрена статей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.
В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Частью 1 статьи 748 ГК РФ установлено, что заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Согласно статье 749 ГК РФ заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.
Из приведенных норм следует, что если строительство осуществляется на основании договора, строительный контроль должен осуществляться как лицом, непосредственно осуществляющим строительство (то есть подрядчиком, генеральным подрядчиком), так и заказчиком (застройщиком) - наряду, но никак не вместо подрядчика.
Это следует и из норм Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N468 (далее Положение).
Согласно пункту 5 Положения строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
Пунктом 6 Положения установлено, что строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Как видно из последнего перечня, именно на заказчика (застройщика) возложен "итоговый контроль".
Таким образом, подрядчику (генеральному подрядчику) по договору строительного подряда не могут быть переданы функции заказчика по контролю за строительством. Заказчик обязан обеспечить строительный контроль либо путем личного его осуществления, либо путем возложения данной обязанности на лицо, не выполняющее работы по договору строительного подряда.
Учитывая вышеизложенное, а также положения Извещения в части принятия к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера и объема, а именно договоров на проведение строительного контроля, руководства строительными проектами, Комиссия полагает, что комиссия по осуществлению закупок правомерно не приняла к оценке по критерию "Квалификация участников закупки" представленные Заявителем государственные контракты.
Податель жалобы явку своего представителя на заседание Комиссии Управления не обеспечил и доказательств своих доводов не представил, в то время как именно на него частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе возложена обязанность подтвердить доводы жалобы
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При этом, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Водник" на действия государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" и комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" (реестровый номер: 0825500000722002044) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области нарушившим часть 8, часть 9 статьи 32, пункт 11 части 1 статьи 4, пункт 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" (реестровый номер: 0825500000722002044).
3. Выдать государственному заказчику Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, уполномоченному органу ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" и комиссии по осуществлению закупок предписание при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" (реестровый номер: 0825500000722002044).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 29 июня 2022 г. N 030/06/42-733/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2022