Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>;
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
При участии:
<__.>;
<__.>,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу ООО "МедЭксМат" на действия заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку медицинских изделий - диализаторов, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, начальная (максимальная) цена контракта - 7 340 117,08 рублей (извещение N 0190200000322006556) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя (вхд. N 3657 от 16.06.2022) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что в действиях заказчика имеется нарушение норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении аукциона при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте ЕИС;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 30.05.2022 16:22 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 16.06.2022 09:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 16.06.2022;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 20.06.2022.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что, рассмотрев Техническое задание Аукционной документации, проанализировав рынок расходных материалов для гемодиализа, Заявитель приходит к выводу о соответствии требованиям технического задания, по пункту 1 и 10, исключительно продукции "Б. Браун Авитум АГ", "B. Braun Avitum AG". Такой показатель как "Клиренсы" не должен иметь одновременно нижний и верхний предел, что также исключает возможность подобрать диализаторы аналогичных производителей по основным показателям таким как: площадь поверхности мембраны, коэффициент ультрафильтрации (КУФ), объем заполнения контура крови диализатора.
Заявитель считает, что излишне детализированное техническое задание приводит к ограничению конкуренции и как следствие к неэффективному расходованию бюджетных средств, что может иметь признаки коррупционной составляющей.
По мнению Заявителя, такая ситуация не дает возможности поставить товар если он не является произведенным компанией "Б. Браун Авитум АГ", "B. Braun Avitum AG" или Vital Healtcare Sdn. Bhd. Данная ситуация приводит к тому, что в Закупке может участвовать только один Участник, имеющий договоренности с производителем уникальной позиции, об индивидуальной поставке и запрете на продажу этой позиции другим лицам, желающим участвовать в данном аукционе.
Заказчик представил в управление мотивированные возражения на жалобу Заявителя согласно которым, с доводами жалобы не согласен, считает, что при описании объекта закупки действовал в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
В соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона от 30.05.2022 N0190200000322006556, объектом закупки является поставка медицинских изделий - диализаторов, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
В Приложении 1 к Извещению о проведении электронного аукциона содержится описание объекта закупки, установлены функциональные, технические, качественные эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Изучив потребность Заказчика Комиссией установлено, что описание объекта закупки, не противоречит нормам Закона о контрактной системе и содержит необходимую информацию, установленную правилами описания объекта закупки Закона о контрактной системе.
В соответствии с описанием объекта закупки (приложение 1 к Извещению о проведении электронного аукциона) к закупке подлежат диализаторы для гемодиализа.
Под техническое описание характеристик товара позиций 1 и 10 подходят как минимум несколько моделей диализаторов различных производителей. Позиция N1 это диализатор HI 10 Bbraun и диализатор 11H Nipro. Позиция N10 это Teranova 500 Baxter и Xevonta HI 20 Bbraun. Победителем электронного аукциона предложена продукция 3-х производителей Xevonta, Vital и Teranova.
Таким образом, Заказчик при размещении закупки установил требования к характеристикам товаров двух и более производителей.
С учетом специфики деятельности, Заказчик в описании объекта закупки указал клинически значимые характеристики медицинского оборудования, обусловленные спецификой его использования в процессе оказания медицинской помощи.
Установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчика. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих заказчика устанавливать, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, включение в описание объекта закупки дополнительных потребительских свойств обусловлено потребностью заказчика.
Также Комиссией не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно или затруднено, а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Доказательств того, что Общество не может приобрести спорный товар, Комиссии не представлено. При этом в жалобе Заявитель сообщает о полученном коммерческом предложении от 10 июня 2022, и сообщает, что его не устроила цена предложенного товара.
Комиссией установлено, что закупаемый товар находится в свободной продаже, отсутствие возможности у какого-либо поставщика поставить товар, необходимый Заказчику для оказания специализированной медицинской помощи гарантированной государством, не может рассматриваться как ущемление прав этого участника.
Кроме того, Заявитель неоднократно сам принимал участие в закупках, был победителем закупочной процедуры и с ним заключались контракты на поставку аналогичного товара.
Рассмотренная закупка извещение N 0190200000322006556 размещена повторно. Первоначальная аналогичная закупка N 0190200000322002330 была размещена 15.03.2022. Победителем электронного аукциона был ООО "МедЭксМат" - Заявитель, с которым заключен контракт.
В ходе исполнения Контракта Заявитель неоднократно обращался к Заказчику о замене товара тому, который был предложен Заявителем в отношении объекта закупки изначально при подаче заявки на участие в закупке. Поставщику были выставлены претензии о невыполнении обязательств по поставке товара.
По информации Заказчика 16.06.2022 Поставщику направлено решение заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке, заключенного 25.04.2022 N 0190200000322002330/243 на поставку медицинских изделий - диализаторов, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения извещения об электронном аукционе и документы при конкретных обстоятельствах, изложенных выше, не противоречат Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов, в рассмотренной закупке приняли участие 4 (четыре) участника, все были допущены к процедуре закупки, предложили конкурентную цену товара, что опровергает довод заявителя об ограничении конкуренции и неэффективном расходовании бюджетных средств.
Следовательно, довод Заявителя, не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Дополнительно установлено, что 15.06.2021 с ООО "МедЭксМат" (заявитель) был заключен контракт N 01902000003210036160001, который был расторгнут сторонами 20.05.2022, подписано соглашение о расторжении контракта.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МедЭксМат" на действия заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку медицинских изделий - диализаторов, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, начальная (максимальная) цена контракта - 7 340 117,08 рублей (извещение N 0190200000322006556), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22 июня 2022 г. N 089/06/33-520/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2022