Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<.......>,
Членов Комиссии:
<.......>,
<.......>,
При участии представителей:
<.......> - заказчик;
<.......> - представителя поставщика по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи представленное Заказчиком - МБДОУ "Детский сад "Северная Сказка" (ИНН: 8904033011) обращение о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку детской деревянной мебели (шкаф), цена контракта - 444 492,80 рублей, (извещение N 0190300010821000669), с ООО "Форумкидс" (ИНН:6671104190) (далее - Поставщик),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлено обращение о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (вхд. N 3720 от 20.06.2022).
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и объяснения, в результате проверки содержащегося в указанных документах и информации факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения о поставщике не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу пункта 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
16.12.2021 между Заказчиком и Поставщиком заключен муниципальный контракт N 0190300010821000669-11 на поставку детской деревянной мебели (шкаф), (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить детскую деревянную мебель (шкаф) (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 1.2 Контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Согласно п. 4.1 Контракта Поставщик обязан:
4.1.1. поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией;
4.1.2. обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;
4.1.3. обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом;
4.1.4. в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения направить его Заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Заказчика, указанному в Контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Поставщиком подтверждения о его вручении Заказчику;
4.1.5. предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта
Согласно п. 4.2.5 Контракта Поставщик вправе по согласованию с Заказчиком (путем заключения дополнительного соглашения) поставить Товар, качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте (за исключением случаев, которые предусмотрены и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4.4.7 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 6.1 Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Согласно п. 11.1 Контракта все споры и разногласия, которые могут возникнуть из Контракта между Сторонами, будут разрешаться путем переговоров, в том числе в претензионном порядке.
Согласно п. 12.1 Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31 мая 2022 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.
Согласно п. 12.2 расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (от 01.05.2022) (далее - Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта) следует, что между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт 0190300010821000669-11 от 16.12.2021 на поставку детской деревянной мебели (шкаф) (далее - Контракт).
В соответствии с п. 3.1 Контракта Поставщик обязан поставить детскую деревянную мебель (шкаф), согласно спецификации (приложение 1 к Контракту). Общий срок поставки - 20 февраля 2022 г. Однако, на текущее время поставщиком обязательства по договору были не выполнены, что подтверждается фактами, изложенными в уведомлениях N89-176-0845/01-07/301 от 03.09.2021, N89-176 0845/01-07/312 от 06.09.2021 и 89-176-0845/01-07/356 от 05.10.2021 неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств и взыскании штрафных санкций по Контракту от 16 декабря 2021 г. N 0190300010821000669-11.
В связи с вышеизложенным на основании п. п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 11.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 08.06.2022 NАД/2265, представил пояснения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Поставщик с целью исполнения муниципального контракта 29 ноября 2021 года заключило с ООО "Формат СПК" договор поставки продукции N 70.
Согласно п. 3.1. Договора Поставщик осуществляет изготовление товара в течение 20 (двадцати) рабочих дней. Таким образом, срок изготовления и поставки товара не позднее 27.12.2021 года.
В адрес ООО "Формат СПК" ООО "ФорумКидс" направляло претензии с требованием поставки товара 11.01.2022, 25.01.2022, 15.02.2022, 16.03.2022.
Письмом от 23.02.2022 года ООО "Формат СПК" сообщил о получении им массива необходимого для изготовления шкафа в течение недели, однако в указанный срок обязательства так и не исполнил.
Письмом от 02.03.2022 ООО "Формат СПК" сообщил о невозможности изготовления деревянной мебели из массива по причине выхода из строя квара (блок управления расчета координат) станка morbidelli n100 для обработки дерева, запасные части в текущей ситуации на станок (Италия) не поставляются.
Поиск ООО "ФорумКидс" иных производителей мебели из массива не дал результатов, поскольку помимо деревянных элементов, шкаф содержит условие о наличии пластиковой полки, что существенно сужает круг потенциальных производителей.
ООО "ФорумКидс" заплатил ООО "Формат СПК" предоплату 100%, но, в связи с невозможностью поставки мебели, вынуждено было расторгнуть договор и обратиться в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании предоплаты по договору (Дело N А60-15961/2022). Таким образом, ООО "ФорумКидс" уже понесло убытки в связи с исполнением Контракта.
ООО "ФорумКидс" с Заказчиком с 03.03.2022 вело неоднократные телефонные переговоры о рассмотрении возможных вариантов дальнейшего сотрудничества в рамках исполнения контракта. При получении предварительных договоренностей ООО "ФорумКидс" письмами от 25.03.2022 и от 06.04.2022 N35 предложило заменить материал изготовления товара на ЛДСП и на березовую фанеру. Однако Заказчик отказался рассматривать замену материалов.
ООО "ФорумКидс" 21 апреля 2022 года направило заказчику уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта, номер почтового идентификатора 62001668000562. Согласно данным с сайта Почта России уведомление получено Заказчиком 26.04.2022.
Решение поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 21 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Факт последующего принятии заказчиком решении об одностороннем отказе от договора не имеет правовых последствий.
Заказчик указанное письмо оставил без ответа и удовлетворения, в свою очередь принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 01 мая 2022 г.
Поставщик просил Комиссию не включать его в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.2 расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.05.2022 Заказчик принял Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС (единая информационная система) и направлено Почтой России в адрес поставщика.
30.05.2022 - дата надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Доставлено Почтой России (РПО 62932071000491).
Решение заказчика об одностороннем расторжении контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Из обращения Заказчика следует, что с 09.06.2022 контракт считается расторгнутым.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 09.06.2022.
Изучив представленные документы, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Поставщиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения Заказчика следует, что причина расторжения контракта связана с существенным нарушением договора стороной контракта, неоднократное нарушение сроков поставки товара. Основание расторжения контракта: односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Проанализировав представленные сторонами объяснения и информацию, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
16.12.2021 г. был заключен контракт на поставку детской деревянной мебели (шкаф) с ООО "Форумкидс".
21.02.2022, 28.02.2022, 09.03.2022, 14.03.2022, 21.03.2022, 04.04.2022, 11.04.2022, 15.04.2022, 18.04.2022 г направлены уведомления о нарушении обязательств по контракту, в адрес ООО "Форумкидс".
Контракт содержит положение о возможности его расторжения в одностороннем порядке (п. 12.2 Контракта).
Таким образом, Поставщиком обязательства по контракту N 0190300010821000669-11 от 16.12.2021 не исполнены. Поставка мебели не была осуществлена.
Из объяснений Поставщика следует, что с целью исполнения муниципального контракта ООО "ФорумКидс" 29 ноября 2021 года заключило с ООО "Формат СПК" договор поставки продукции N 70. В установленный срок продукцию ООО "Формат СПК" не поставил. В адрес ООО "Формат СПК" ООО "ФорумКидс" направляло претензии с требованием поставки товара 11.01.2022, 25.01.2022, 15.02.2022, 16.03.2022.
Письмом от 23.02.2022 года ООО "Формат СПК" сообщил о получении им массива необходимого для изготовления шкафа в течение недели, однако в указанный срок обязательства так и не исполнил. Письмом от 02.03.2022 ООО "Формат СПК" сообщил о невозможности изготовления деревянной мебели из массива по причине выхода из строя квара (блок управления расчета координат) станка morbidelli n100 для обработки дерева, запасные части в текущей ситуации на станок (Италия) не поставляются.
Поставщик пытался выполнить условия контракта, заключенного с заказчиком, но существенное нарушение ООО "Формат СПК" условий договора на изготовление мебели не позволили исполнить обязательства перед заказчиком.
Поставщик также представил копии подтверждающих писем ООО "ФорумКидс" заплатил ООО "Формат СПК" предоплату 100%, но, в связи с невозможностью поставки мебели, вынуждено было расторгнуть договор и обратиться в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании предоплаты по договору (Дело N А60-15961/2022)..
Поставщик проинформировал заказчика о возникших трудностях при исполнении расторгнутого контракта.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России отмечает, что обстоятельства, послужившие основанием одностороннего отказа от исполнения контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон и указаны заказчиком в решении об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
Поставщик 21.04.2022 в адрес заказчика направил уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта. Уведомление получено получено Заказчиком 26.04.2022. Поставщик считает контракт расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 21 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России принимает к сведению информацию исполнителя, отмечает, что в уведомлении об одностороннем отказе от исполнения контракта не указаны причины, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России допускает, что дальнейшее надлежащее исполнение обязательств по рассмотренному контракту оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, на взаимодействие с заказчиком.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Поставщика Комиссия приходит к выводу об отсутствии в поведении Поставщика таких признаков недобросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем основания для включения Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
В рассмотренном случае Ямало-Ненецкое УФАС России считает нецелесообразным принятие решения о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так как включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, неизбежно нанесёт значительный ущерб его деятельности.
Таким образом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Форумкидс" (ИНН:6671104190), представленную МБДОУ "Детский сад "Северная Сказка" (ИНН: 8904033011) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку детской деревянной мебели (шкаф), цена контракта - 444 492,80 рублей, (извещение N 0190300010821000669), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель комиссии <.......>
Члены комиссии <.......>
<.......>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 24 июня 2022 г. N 089/06/104-524/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2022