Резолютивная часть решения оглашена "23" июня 2022 г.
Решение изготовлено в полном объеме "24" июня 2022 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
<_>. |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
<_>. <_>. |
главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
|
При участии посредством ВКС:
- <_>.- представителя Управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово, по доверенности;
- <_>.. - представителя Управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово, по доверенности,
рассмотрев дело N 042/06/31-758/2022, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Управлением дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово требований ФЗ N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона N 0339300000122000372 "Выполнение работ по содержанию территорий общего пользования г. Кемерово", в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
20.06.2022 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (вх. N 3625Э) на действия заказчика - Управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово при проведении электронного аукциона N 0339300000122000372 "Выполнение работ по содержанию территорий общего пользования г. Кемерово".
По мнению заявителя, извещение о проведении электронного аукциона противоречит требованиям закона о контрактной системе.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
10.06.2022 г. в единой информационной системе в сфере закупок уполномоченным органом - Администрацией города Кемерово было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0339300000122000372 "Выполнение работ по содержанию территорий общего пользования г. Кемерово".
Начальная максимальная цена контракта - 25 968 707,47 рублей.
Согласно требованиям части 2 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В извещении заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки: "Требования в соответствии с позицией 9 "Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории" раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571. Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации".
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.10.2017 N 91 утверждены Правила благоустройства территории города Кемерово (далее - Правила благоустройства).
Пунктом 4.4. Правил благоустройства определен порядок осуществления благоустройства территории города, обеспечивающий:
4.4.1. Содержание в чистоте и исправном состоянии зданий (включая жилые дома), сооружений, элементов благоустройства, земельных участков, на которых они расположены, а также прилегающих территорий.
4.4.2. Соблюдение установленного порядка благоустройства прилегающих территорий, уличных, внутриквартальных территорий, территорий общего пользования, зданий и сооружений; соблюдение установленного порядка уборки снега, снежно-ледяных образований с территории общего пользования, со ступеней и площадок перед входами в здания, с кровель зданий и сооружений; очистка территории от мусора, снега, стоков, удаление оледенений.
4.4.3. Оставление и хранение до вывоза отходов производства и потребления, в том числе крупногабаритного мусора, в объектах накопления отходов; складирование и хранение строительных материалов, изделий и конструкций, грунта, мусора, различной специальной техники и оборудования, машин и механизмов в специально отведенных местах.
4.4.5. Перевозку мусора, летучих и распыляющихся веществ способом, не приводящим к загрязнению территории и окружающей среды.
4.4.9. Установку урн и их содержание в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Согласно пункту 4.6. Правил благоустройства перечень работ по благоустройству (в том числе прилегающих территорий) включает:
4.6.8. Сбор и вывоз отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека в порядке, установленном муниципальным правовым актом.
Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что поскольку работы, выполняемые по рассматриваемой закупке N 0339300000122000372 направлены на поддержание санитарного состояния территории муниципального образования, формирование безопасной, комфортной и привлекательной городской среды, обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, установление дополнительного требования, предусмотренного пунктом 9 Постановления Правительства РФ N 2571 является правомерным.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 2 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно требованиям части 6 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В извещении заказчиком установлены следующе требования к участникам закупки: "Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Копия лицензии "на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности" с видом работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование отходов IV класса опасности".
Комиссией Кемеровского УФАС России было проанализировано техническое задание и установлено, что транспортирование отходов из контейнеров является самостоятельным объектом закупки N 0339300000122000372.
Таким образом, требование о наличии лицензии по транспортированию отходов IV класса опасности является соблюдением требований статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям части 2 статьи 42 ФЗ N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки" заказчиком установлены требования к составу заявки, а именно: "Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (при установлении требования о представлении лицензии, допускается представление выписки из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", которая будет подтверждать представление документа, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ), документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ".
Вместе с тем установлено, что проект контракта, планируемого к заключению по результатам закупки N 0339300000122000372, не содержит указания на то, что соответствующие работы должны быть выполнены подрядчиком лично, следовательно, с учетом требований статьи 706 ГК РФ, участник закупки при исполнении контакта вправе привлечь к выполнению работ субподрядчика. В связи с этим требование о наличии непосредственно у участника закупки лицензии по транспортированию отходов IV класса опасности, является неправомерным.
В случае же указания в проекте контракта на то, что работы, предусмотренные техническим заданием и проектом контракта, участник закупки должен выполнить лично, заказчик не ограничен в праве требовать предоставления в составе вторых частях заявок копии соответствующей лицензии, при условии, что деятельность, которую необходимо осуществить подрядчику по контракту, подлежит лицензированию.
В связи с вышеизложенным заказчиком нарушены требования пункта 3 части 2 статьи 42 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия заказчика - Управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово при проведении электронного аукциона N 0339300000122000372 "Выполнение работ по содержанию территорий общего пользования г. Кемерово" частично обоснованной (в части нарушения требований пункта 3 части 2 статьи 43 ФЗ N 44-ФЗ).
2. Признать заказчика - Управление дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово нарушившим требование пункта 3 части 2 статьи 43 ФЗ N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 042/06/31-758/2022 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: <_>.
Члены комиссии: <_>.
<_>.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 24 июня 2022 г. N 042/06/31-758/2022 (ключевые темы: требования к участникам закупки - территория общего пользования - дорожное хозяйство - товар. работа. услуга. - класс опасности)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2022