Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя комиссии - Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
члены комиссии:
Чеботина М.П. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Андреева А.И. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
в присутствии представителей Заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени академика Г.А. Илизарова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова" Минздрава России, Заказчик) - Анпилоговой И.А. (доверенность N 9 от 26.01.2022 г.) посредством видео-конференц связи, Поздеевой Г.Г. (доверенность N 48 от 09.03.2022 г.) посредством видео-конференц связи,
в присутствии представителя Индивидуального предпринимателя Заведеевой Юлии Валериевны (далее - ИП Заведеева Ю.В., Заявитель) - Заведеева А.В. (доверенность б/н от 23.06.2022 г.),
рассмотрев жалобу ИП Заведеевой Ю.В. на действия Заказчика - ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова" Минздрава России при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (извещение N 0343100000722000399), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
20.06.2022 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ИП Заведеевой Ю.В. (вх. ЭП-2443) на действия Заказчика - ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова" Минздрава России при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (извещение N 0343100000722000399).
Заявитель не согласен с положениями, установленными извещением об осуществлении закупки. По мнению Заявителя, Заказчик не вправе устанавливать требование о наличии у участников закупки лицензии установленного образца на какой-либо вид работ, если в данный лот входят как лицензируемые так и не лицензируемые виды работ.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, просит исключить из Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке предоставление копии лицензии или выписки из Реестра лицензий на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий в соответствии с требованиями пункта 17 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), а также разрешить привлечение соисполнителей, для проведения работ по: монтажу и вводу в эксплуатацию медицинской техники.
Представители Заказчика с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласны по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы, просят признать жалобу необоснованной. Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Курганского УФАС России установила, что 10.06.2022 г. в ЕИС опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (извещение N 0343100000722000399).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 082 000 рублей 00 копеек. Заказчиком является ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова" Минздрава России.
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Из части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона, а также в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ и инструкции по ее заполнению, Заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены требования о предоставлении участниками закупки копии лицензии или выписки из Реестра лицензий на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий. Законодательством Российской Федерации о контрактной системе установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии на оказание услуг непосредственно у участника закупки, в случае, если оказание данных услуг является лицензируемым видом деятельности. Требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники в части технического обслуживания: монтаж и наладка медицинской техники, установлено Заказчиком в изведении о проведении электронного аукциона.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о лицензировании лицензионные требования - лицензионные требования - обязательные требования, которые связаны с осуществлением лицензируемых видов деятельности, установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и (или) положениях международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в Российской Федерации, направлены на обеспечение достижения целей лицензирования и оценка соблюдения которых осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что по итогам аукциона, контракт заключается с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), подавшим заявку на участие в аукционе, именно указанное лицо (исполнитель) должно соответствовать требованиям, так как ответственность за действия привлеченных соисполнителей перед Заказчиком несет исполнитель. Возможность привлечения иных лиц в качестве соисполнителей на стороне поставщика, не свидетельствует о том, что непосредственные участники закупки не должны иметь требуемые по условиям закупки действующие лицензии. По итогам аукциона, контракт заключается с Поставщиком (исполнителем, подрядчиком), подавшим заявку на участие в аукционе, именно указанное лицо (исполнитель) должно соответствовать требованиям, так как ответственность за действия привлеченных соисполнителей перед Заказчиком несет исполнитель. На основании части 1 статьи 8 Закона о лицензировании, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статьей 12 Закона о лицензировании установлен перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, обязательному лицензированию подлежит деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2129 утверждено новое Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) (далее-Положение) (вступило в силу с 1 марта 2022 г.).
Как следует из названного Положения, лицензируемая деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий представляет собой периодическое и внеплановое техническое диагностирование, восстановление работоспособности, монтаж и наладку медицинских изделий из групп по классам потенциального риска применения, предусмотренных приложением N 1 к настоящему Положению, для которых указанные работы предусмотрены нормативной, технической или эксплуатационной документацией производителя.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинского оборудования (далее - Оборудование), а также оказание услуги по доставке, разгрузке, подъёму на этаж, произвести демонтаж/разборку и вынос через дверь двух единиц заменяемого оборудования, сборку, монтаж и ввод в Оборудования в эксплуатацию, произвести обучение (инструктаж) на месте установки Оборудования: медицинского персонала Заказчика - по приемам и правилам работы на поставленном Оборудовании, технического персонала Заказчика - по приемам и правилам проведения первичной диагностики неисправностей поставляемого Оборудования и проведения регламентного технического обслуживания Оборудования.
Исходя из сути объекта закупки, определенного в извещении о проведении закупки, в частности, проекте контракта, а также с учетом приведенных выше нормативных положений к участнику закупки необходимо предъявление требования о наличии лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.
Следовательно, перечисленные в извещении об осуществлении закупки виды деятельности представляют собой единый непрерывный комплексный процесс, этапы которого технологически и функционально связаны между собой. В связи с этим участник аукциона должен полностью отвечать требованиям, предъявляемым к нему в ходе исполнения контракта, ввиду чего в рассматриваемом случае недопустимо заключение контракта с лицом, не имеющим лицензию на производство и техническое обслуживание медицинской техники.
При не включении в извещении о проведении закупки требования о наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники нарушается требование не только Закона о лицензировании, но и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как приводит к созданию заранее не равных конкурентных условий, в том числе и в рамках ценообразования, поскольку участники, не имеющие указанной лицензии, не несут расходов, связанных с наличием лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.
Таким образом, в извещении о проведении закупки правомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, а доводы жалобы подлежат признанию необоснованными.
Оценив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвовавших в заседании, Комиссия Курганского УФАС России признала довод жалобы необоснованным.
Относительно довода Заявителя о привлечение соисполнителей, для проведения работ по: монтажу и вводу в эксплуатацию медицинской техники, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что положения Закона о контрактной системе не предусматривают безусловной обязанности Заказчика устанавливать требования о привлечении соисполнителей в рамках исполнения контракта.
Включение в контракт возможности привлечения соисполнителей в соответствии с нормами законодательства о контрактной системе, является правом Заказчика, а не обязанностью.
В связи с вышеизложенным, довод жалобы не находит своего подтверждения.
В результате проведения внеплановой проверки, в действиях Заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе Комиссией Курганского УФАС России не установлено.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Заведеевой Юлии Валериевны необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель Председателя комиссии: |
_________________ / И.М. Стрижова |
Члены комиссии: |
_________________ / М.П. Чеботина |
|
_________________ / А.И. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 24 июня 2022 г. N 05-02/76-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2022