Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 16.06.2022 N 246 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - ОГБУЗ "Губкинская ЦРБ" , уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок", заинтересованного лица - управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области, заявителя ООО "РЕНЕССАНС-МЕД", рассмотрев материалы дела N 031/06/42-326/2022 по жалобе ООО "РЕНЕССАНС- МЕД" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий: Генератор электрохирургической системы, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (закупка N 0826500000922003229) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - заявитель) на положения извещения об осуществлении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что объектом закупки является поставка медицинских изделий: генератор электрохирургической системы, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий".
В Приложении N 1 "Описание объекта закупки" (далее - Техническое задание) содержатся функциональные, технические, качественные и другие характеристики товара, а также максимальные и/или минимальные значения показателей, требуемого к поставке оборудования, которые не могут изменяться.
Осуществив анализ таких характеристик, заявитель пришел к выводу, что совокупности установленных показателей требуемого к поставке товара соответствует медицинское изделие исключительно производителя Covidien.
При этом извещение об осуществлении закупки не содержит обоснование применения уникальных характеристик требуемого к поставке медицинского изделия.
В жалобе указано, что сравнительный анализ генераторов электрохирургической системы проводился заявителем на основании оборудования следующих моделей: Covidien (VLFT10GEN), Bowa ARC400, Erbe VIO 300 D, Erbe VIO 3, которое, по мнению хозяйствующего субъекта, является наиболее применяемым.
Заявитель считает, что включение заказчиком в извещение требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара, является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, заявитель считает, что закупив товар другого производителя, заказчик также продолжал бы осуществлять свою профессиональную деятельность и проводить все те же медицинские манипуляции, не ограничивая количество участников закупки.
Заказчик - ОГБУЗ "Губкинская ЦРБ", уполномоченное учреждение - ОГКУ "Центр закупок" представили возражения на жалобу ООО "РЕНЕСАНС-МЕД", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы. Представил дополнения к жалобе.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения, заинтересованного лица - управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области поддержали позицию, изложенную в представленных возражениях на жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД", возражения уполномоченного учреждения и заказчика, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 09.06.2022 размещены извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями в электронной форме.
Объект закупки - генератор электрохирургической системы, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 057 453, 00 рубля.
На момент рассмотрения жалобы ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
На заседании Комиссии представитель заявителя указал, что в Техническом задании установлены показатели, которые приводят к необоснованному ограничению количества участников закупки, так как таким требованиям соответствует товар только одного производителя - Covidien (VLFT10GEN).
Представители заказчика пояснили, что при проведении анализа характеристик медицинского оборудования заявителем не учтено все оборудование, которое имеет право обращаться на территории РФ.
Кроме того, указали, что значения показателей характеристик товара, требуемого к поставке, указанные в Техническом задании, соответствуют, в том числе и товару производителя OLYMPUS модели Olympus ESG-300.
Такой вывод сделан заказчиком в связи с тем, что одна из поданных заявок на участие в Электронном аукционе содержит предложение о поставке оборудования модели Olympus ESG-300.
При этом характеристики Olympus ESG-300, указанные в заявке на участие в электронном аукционе, в полном объеме соответствуют требованиям Технического задания.
Учитывая указанные выше обстоятельства, заявитель представил дополнения к жалобе, содержащие анализ генератора электрохирургической системы производителя OLYMPUS модели Olympus ESG-400 и модели Olympus ESG-300 который, по мнению заявителя, подтверждает довод жалобы о том, что совокупности установленных показателей к требуемому к поставке товара соответствует только медицинское изделие производителя Covidien.
Кроме того, заявитель представил дополнения к жалобе, из которых следует, что заказчик, установил в позиции 7.2 Технического задания характеристики, которые, в том числе препятствуют возможности поставки товара и производителя Covidien (VLFT10GEN), а именно: возвратный электрод пациента, применяемый в генераторе электрохирургической системы производителя Covidien предназначен для проведения общих электрометаллургических операций в монополярном режиме для пациентов с массой тела, приблизительно равной 13,6 кг или более, в тоже время позиции 7.2 Технического задания следует, что возвратный электрод пациента предназначен для взрослых пациентов с массой тела от 5 кг и более.
При этом заявителем в материалы дела не представлено мотивированных доказательств тому, что в жалобе и в дополнениях к ней анализ оборудования обоснован официальными данными.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства отсутствия двух и более производителей оборудования с характеристиками, соответствующими требованиям заказчика.
Также заявитель не доказал, что характеристика оборудования, указанная в пункте 7.2 Технического задания является ошибочной, и, не позволяющей поставить требуемое оборудование (величина массы тела пациента примерно равная 13,6 кг входит в интервал от 5 кг и более).
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
На заседании Комиссии заказчик пояснил, что медицинскому учреждению присвоен второй уровень (межмуниципальный), который представлен специализированной медицинской помощью в межрайонных центрах. Такой уровень реализуется преимущественно в условиях стационара, в том числе дневного (консультативно-диагностическая помощь - профильными специалистами в амбулаторных условиях). На данном уровне осуществляются мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, в том числе в период беременности, родов и послеродовый период, осуществление медицинской реабилитации, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий.
В межмуниципальный специализированный медицинский центр по заранее разработанным маршрутам транспортируются пациенты из близлежащих прикрепленных муниципальных образований для получения экстренной специализированной помощи.
Генератор электрохирургической системы, имеющийся в распоряжении ОГБУЗ "Губкинская ЦРБ" морально устарел, что не позволяет делать операции соответствующие медицинскому учреждению второго уровня.
Пациенты в случае невозможности оказания качественной медицинской помощи в связи с наличием устаревшего оборудования отправлялись в областной центр посредством легкой авиации, что в настоящее время не представляется возможным.
Автомобильным же транспортом доставка пациентов занимает около 1,5 - 2,0 часов, что может привести, в том числе к летальному исходу.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости наличия надлежащего оборудования, позволяющего провести операцию непосредственно в ОГБУЗ "Губкинская ЦРБ".
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (подпункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Критерии оценки качества медицинской помощи согласно части 2 статьи 64 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 этого федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Исходя из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих, в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При указанных обстоятельствах нижеприведенные основные критерии качественных характеристик закупаемого оборудования обеспечат оказание медицинской помощи, в том числе с учетом стандартов медицинской помощи:
1. Оборудование должно обладать системой сканирования сопротивления ткани и адаптировать характеристики подаваемой энергии 434 000 раз в секунду, подстраивая выходные характеристики тока для сохранения эффекта на различных тканях. Данное свойство позволяет работать хирургам на низких мощностях, что является клинически важным параметром и обеспечивает безопасность пациента (уменьшается термическое повреждение окружающих тканей, уменьшение нагара и меньшее искрооборазование, минимизируется усилие при движении электрода, обеспечивает минимальную интраоперационную кровопотерею, сокращается срок проведения оперативного вмешательства).
2. Аппарат должен обладать монополярным режимом гемостаза с диссекцией, настройки которого обеспечивают гладкое и ровное разделение тканей без видимого ожога краев разреза, с одновременным гемостазом в рассекаемых при этом сосудах. В режиме электролигирования во взаимодействии с вышеупомянутой системой сканирования сопротивления ткани энергия подается непрерывно, благодаря чему время заваривания сосудов составляет 1-2 секунды.
3. Необходимо наличие не менее 4-х педальных переключателей присоединяемых к аппарату для управления режимами в процессе операции, что делает возможным одновременную работу двух хирургических бригад, что позволяет делать большее количество операций.
Оборудование с иными количественными и качественными характеристиками, не соответствующими значениям, указанным в Техническом задании, не может соответствовать потребности заказчика в части приведенных выше существенных критериев закупаемого товара, то есть не будет отвечать потребностям лечебного процесса медицинского учреждения и не позволит оказывать качественную медицинскую помощь.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно статье 34 Бюджетного Кодекса РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Из части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе следует, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с правовой позицией, сформированной постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, Закон о контрактной системе направлен на эффективное обеспечение государственных и муниципальных нужд в целом, а значит основной задачей законодательства РФ о контрактной системе является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
В силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, среди прочего, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из изложенных выше норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в извещении о проведении закупки должен установить требования к поставляемому товару с учетом специфики его деятельности, а также обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
При этом Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в извещение об осуществлении закупки требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Следовательно, заказчик вправе включить в извещение об осуществлении закупки такие характеристики и требования к объекту закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Комиссией установлено, что Техническое задание содержит обоснование необходимости указания таких характеристик (графа "Используемые при описании объекта закупки стандарты или обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии" Технического задания).
Вместе с тем, заявителем не представлено в материалы дела, доказательств тому, что действующим законодательством о контрактной системе предусмотрен порядок обоснования необходимых характеристик.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.05.2022 N Ф07-3513/2022 по делу N А21-6250/2021 согласно которой действующим законодательством заказчику предоставлено, в том числе право самостоятельно определять характеристики поставляемого товара, которые будут иметь существенное значение для его последующего использования при оказании соответствующего вида государственных услуг, при наличии в аукционной документации обоснования необходимости указания таких характеристик.
При рассмотрении дела также установлено, что потребность заказчика в медицинском оборудовании - Генератор электрохирургической системы, с характеристиками указанным в Техническом задании, обусловлена спецификой работы данного лечебного учреждения, которая связана с реалиями настоящего времени и необходимостью своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования оборудования, являющегося объектом закупки.
Кроме того, из пояснений представителей заказчика следует, что высокотехнологическое оборудование такого рода будет закуплено в количестве одной единицы, и только такое оборудование способно удовлетворить в полном объеме потребности заказчика в оказании надлежащей помощи пациентам.
При указанных обстоятельствах приобретение оборудования, которое по своим характеристикам не может удовлетворить потребности заказчика в оказании качественной медицинской помощи пациентам Белгородской области не будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности с целью достижения конечного результата - обеспечение лечебного учреждения необходимым высокотехнологическим медицинским оборудованием для оказания качественной медицинской помощи гражданам.
Следовательно, Техническое задание не противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе, так как данные характеристики объекта закупки определены, исходя из фактических потребностей заказчика.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что сформулированные заказчиком требования не являются объективными, привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных нужд, а также к неэффективному использованию финансовых средств в материалах жалобы отсутствуют.
Как следует из постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 июля 2015 года по Делу N А11-8121/2014 заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Комиссией также установлено, что документация об Электронном аукционе не содержит ссылок на требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов либо наименование страны происхождения товара.
Требования извещения об осуществлении Электронного аукциона в равной степени распространены на всех участников закупки.
Объектом Электронного аукциона является поставка находящегося в свободном обращении товара, в связи с чем участвовать в указанном аукционе может любое лицо, готовое поставить товар, соответствующий положениям документации об Электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
При рассмотрении дела ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" не приведено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для поставки товара, имеющего характеристики, требуемые в документации об Электронном аукционе, а также указывающих на то, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно либо затруднено.
Согласно пункту 3.33. Приказа ФАС России "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 19.11.2014 N 727/14 по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы ООО "РЕНЕССАНС-МЕД".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 27 июня 2022 г. N 031/06/42-326/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2022