Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Звезда" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку раегентов для проведения лабораторных исследований методом иммуноферментного анализа (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003422003440),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) 07.04.2022 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Заявитель полагает, что заказчик, указав определенный объем закупаемого реагента, ограничил количество участников закупки, поскольку на рынке имеются иные наборы с составом реагентов в количестве, достаточном для постановки анализа. В связи с чем заявитель просит убрать установленный объем товара, поскольку он не влияет на результат анализа.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя, считает, что описание объекта закупки не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе.
Указал, что требования к минимальным объемам реагентов установлены исходя из ежедневного рабочего процесса лаборатории, опыта проведения иммуноферментных исследований по диагностике вирусных гепатитов, имеющего в лаборатории оборудования, а также возможных потерь реагентов при проведении исследований.
Иммуноферментный анализатор "Еволис", имеющийся у заказчика, настроен с учетом определенных протоколов исследований и валидации процесса (подтверждения, того что установленные требования выполнены), где установлены условия проведения анализа и получения его результатов, в том числе расстановка и объем реагента. Указанные протоколы установлены с целью экономической целесообразности расхода реагента, в условиях рабочего процесса лаборатории, с учетом объемов и потока исследований.
Настройка анализатора с учетом именно такого протокола обусловлена требованием производителя оборудования. Анализатор был поставлен заказчику в рамках Национального проекта службы крови. Техническое обслуживание и настройка его работы допустима только специалистами имеющими сертификат о прохождении обучения от производителя данного оборудования. Перенастройка работы анализатора под иной протокол (порядок проведения анализа) приведет к дополнительным расходам денежных средств и времени.
Также указал, что характеристикам закупаемого товара соответствуют как минимум два производителя: ООО "Диагностические системы-Урал", ООО "Биорат".
Представитель уполномоченного органа позицию заказчика поддержал, с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, считает жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению. Указал, что на участие в закупке поступило две заявки одно из них заявителя, ООО "Звезда" ценовое предложение в отношении цены контракта не подавало.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 части 2 статье 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы (ч.2 ст.42 ФЗ N 44): описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 ФЗ N44; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с ФЗ N 44 и инструкция по ее заполнению; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона в интересах заказчика на поставку раегентов для проведения лабораторных исследований методом иммуноферментного анализа. Начальная (максимальная) цена контракта 4 858 440,36 рублей.
Информация об электронном аукционе 08.06.2022 размещена в ЕИС в сфере закупок в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003422003440.
В Описании объекта закупки на поставку раегентов для проведения лабораторных исследований методом иммуноферментного анализа (Приложение N 1) установлены следующие требования к закупаемому заказчиком товару: промывочный раствор (концентрат) объемом не менее 220 мл, субстратный буферный раствор объемом не менее 75 мл, стоп-реагент объемом не менее 80 мл, субстрат (ТМБ) объемом не менее 7 мл, и т.д.
Как следует из пояснений заказчика, требования к минимальным объемам реагентов установлены исходя из ежедневного рабочего процесса лаборатории, опыта проведения иммуноферментных исследований по диагностике вирусных гепатитов, имеющего в лаборатории оборудования, а также возможных потерь реагентов при проведении исследований.
Характеристикам закупаемого товара соответствует товар следующих производителей: ООО "Диагностические системы-Урал", ООО "Биорат", обратного заявителем не доказано.
Комиссия отмечает, что Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
В свою очередь Закон о контрактной системе не содержит как норм, ограничивающих право заказчика включать требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать, вопреки его потребности, такие требования к характеристикам закупаемого товара, которые соответствовали бы всем существующим видам закупаемых им товаров.
Описание объекта закупки, сформировано на основании потребности заказчика в соответствующем товаре, в том числе с учетом с учетом имеющегося анализатора с установленным протоколом исследований и валидации процесса.
Комиссия отмечает, что заявителем не представлены документы и сведения, указывающие на нарушение заказчиком норм законодательства о контрактной системе, а также свидетельствующие о невозможности подачи заявки на участие в аукционе ввиду установления заказчиком вышеуказанных требований к закупаемому товару, не доказано и то, что установленные заказчиком требования к закупаемому товару привели к ограничению количества участников закупки, невозможности поставки товаров с характеристиками, установленными заказчиком.
Указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может расцениваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).
Также из содержания жалобы также следует, что описание объекта закупки разработано заказчиком с нарушением требований Федерального закона от 26.07.2016 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон о защите конкуренции) однако указанный довод заявителя относительно нарушения статьи 17 указанного Закона подлежит рассмотрению только в рамках процедуры по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что извещение об осуществлении закупки на поставку раегентов для проведения лабораторных исследований методом иммуноферментного анализа противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Звезда" на действия ГБУЗ ТО"ОСПК" при проведении электронного аукциона на поставку раегентов для проведения лабораторных исследований методом иммуноферментного анализа (реестровый номер закупки 0167200003422003440) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 27 июня 2022 г. N 072/06/44/90/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2022